Сейчас общераспространенным является та точка зрения, что нынешние дети испытывают больше душевных проблем, нежели предыдущие поколения. Школьные медсестры SA Tallinna Koolitervishoid Элис Синг Сунар и Инга Раудсепп соглашаются с тем, что сейчас довольно много детей с проблемами. Одна причина заключается в том, что сегодня душевные расстройства диагностируются лучше, чем несколько десятков лет назад. “Я полагаю, что нынешние родители осведомлены куда лучше. Они больше читают, они больше обучаются, также есть множество инфоканалов и темы душевного здоровья все более актуальны, поэтому родители и их дети все чаще признают наличие проблем, расстройств, переживаний. Меньше чувства стыда и больше смелости, чтобы открыть себя и обратиться к специалистам”, — находит Элис Синг Сунар, которая помимо работы школьной медсестрой в Таллиннской школе Сюдалинна, также трудится и сестрой душевного здоровья.

По ее словам, COVID еще более углубил психологические проблемы детей и молодежи. “Изоляция часто провоцирует чувство одиночества и беспокойные мысли, и, разумеется, нынешние ограничения и возникающее напряжение также вносят свой вклад в появление различных зависимостей — будь то зависимость от смарт-устройств, алкоголя или других веществ”. Как утверждает школьная медсестра, текущая кризисная ситуация особенно плохо сказывается на подростках, которые и так ранимы и уязвимы по причине изменений, которые сопровождает переходный возраст.

Ночные кошмары и расстройства питания

С какими же душевными проблемами борются учащиеся? Школьная медсестра Таллиннской Средней Музыкальной школы и Школы Пяэскюла Инга Раудсепп рассказывает о некоторых таких проблемах. “Это касается младшеклассников, страхи которых часто порождаются видеоиграми или фильмами ужасов”, — рассказывает Раудсепп, которая во время контроля здоровья учеников спрашивает последних и об их привычках по части использования разных устройств. “Вот тут и выясняется, что ребенок увидел что-то в телевизоре или в интернете, что начинает тяготить. Даже если речь идет просто о мультиках”, — отмечает Раудсепп, которой дети описывали разных ужасных героев, увиденных в мультфильмах.

Элис Синг Сунар плюс к этому перечисляет целый ряд разных проблем, которые беспокоят детей в последнее время: “Расстройства сна, переутомление, панические атаки, депрессия и расстройства питания. В школе начиная с осени я вижу все больше молодых людей, которые выглядят тревожнее, чем обычно и часто у таких учеников проблемы со сном, поэтому они переутомлены и понуры. У детей также есть симптомы депрессии и также есть те, которые и так пытаются контролировать напряжение, которое свойственно подростковому возрасту, с помощью питания”. Как подтверждает школьная медсестра, среди учащихся есть как те, кто ограничивает себя в питании, так и те, кто напротив — переедает. “Ограничение питания дает ощущение, что у человека что-то находится под контролем и в его власти. Переедание также дает на какое-то время удовлетворение и хорошее ощущение, но лишь на короткое время. После очередной дозы еды возникает чувство сожаления и самообвинения, что часто ведет до рвоты”.

Инга Раудсепп добавляет, что нередко за пищевыми предпочтениями детей стоит глобальная проблема. “Современные очень чувствительны в отношении распространенной в мире позиции по защите животных и поэтому они выбирают веганство. Чаще всего я вижу это среди девочек 7-8 классов. Так что свою роль в этом играет и известное влияние ровесников, и не всегда речь идет именно о проблемах душевного здоровья”.

Ребенку нужна настоящая жизнь

У каждого человека — в том числе и у детей — в жизни бывают плохие дни и трудные периоды. Когда речь идет просто о временных явлениях, а когда родителям нужно стать более бдительными? “Основными признаками, которые указывают на то, что уже нужно искать помощи, могут, например, быть: односложные ответы, проблемы с концентрацией внимания, изменения аппетита и привычек в питании, вспышки ярости и гнева, частые приступы плача, подавленность, тревожность, самоповреждение (селфхарм), ухудшение гигиены, трудности в обучении”, — перечисляет Элис Синг Сунар.

Причины душевных расстройств могут быть различны, но в одном убеждены обе школьные медсестры — поддержка семьи и стабильная среда роста имеет для молодых людей решающее значение. Школьная медсестра Инга Раудсепп придерживается мнения, что в действительности причина не в детях — их душевное здоровье ухудшается, потому что жизнь становится все менее стабильной и люди все больше занимаются своими собственными потребностями. “Я не имею в виду, что родителям не нужен отпуск или время для себя. Но нужно помнить о границах и следить за тем, чтобы в предназначенное для детей время родители были бы по-настоящему на месте и отдавали бы его своим детям”. Именно настоящую жизнь и реальную деятельность школьная медсестра считает очень важными, учитывая, что дети все чаще попадают в плен к разным устройствам с мониторами/экранами с синей подсветкой. “Не всегда при упадке настроения нужно бежать к психологу. Сходите просто в лес или на болото, поговорите с кем-то, сделайте что-то всей семьей”.

“Мы часто спрашиваем на бегу у своих детей: “ну, как дела?” без того, чтобы углубиться в ответы ребенка”, — дополняет Элис Синг Сунар. “Такие так называемые закрытые вопросы не дают нам достаточно информации. Родителям стоит задавать скорее открытые вопросы, например: “расскажи мне об этом подробнее” — и если он рассказывает, то тогда нужно слушать и проявлять интерес”.

Как же поступать?

Но если кажется, что своих сил уже не хватает для помощи ребенку, то наступает время искать помощи. “Первый контакт в таком случае может быть со школьным психологом”, — советует Раудсепп, “но нередко дети попадают и в кабинет школьной медсестры. Приходят вначале с головной болью или болями в животе и тогда выясняется, что за этим стоит или ущемления в школе, конфликт с одноклассниками или переживания за домашних”.

Для тех детей, кому диагностировали проблемы душевного здоровья или душевное заболевание, чрезвычайно важны продолжающаяся поддержка семьи и понимание со стороны близких. “Родителям точно нельзя использовать такие выражения: “будь спокойнее, не будь таким тревожным/нервным”, “мысли позитивнее и все станет в порядке”, “прекращай и возьми себя в руки””, — пытается донести Элис Синг Сунар до взрослых. “Мы можем говорить такие вещи необдуманно и поэтому ребенок чувствует себя еще хуже — он чувствует, что родитель не понимает его и в результате он закрывается еще больше”. Также она просит родителей обращать внимание и на свое душевное состояние. “Родитель — это тоже человек со своим душевным здоровьем, поэтому и ему может потребоваться профессиональная помощь и поддержка. Начать можно, например, со страницы, где среди прочего предлагают консультирование как детям, так и взрослым”.

Поделиться
Комментарии