ФОТО И ВИДЕО | “Женщины раньше жили, как мотыльки”. Александр Васильев привез в Эстонию уникальные бальные платья
Корсеты, утягивающие талии до 50–55 сантиметров, уникальные “трены” (шлейфы, — ред.), вышивки, роскошный бисер, стеклярус, кружево, мех… “В этих платьях — поэзия женского бала”, — говорит известный историк моды Александр Васильев. Все выставленные им в замке Фалль платья существуют в единственном экземпляре, они созданы всемирно известными кутюрье конца XIX–начала XX века — Жаком Дуссе, Полем Пуаре, модным домом “Дреколь”, есть здесь и очень ценные и редкие платья от кутюрье Чарльза Уорта. Большая часть из них выставлена впервые.
Пошив одного такого платья занимал 2–4 недели (а рабочий день у швеи длился 8–10 часов) — хотя швейные машины уже появились, но их использовали только для крупных швов, все мелкие работы, вышивка, отделка бахромой, бисером и стеклярусом делались вручную.
Помимо платьев на выставке можно увидеть более 200 бальных аксессуаров — бисерные сумочки, веера, бальные книжки, туфли, шляпные булавки, женские украшения, пряжки — а также живописные полотна и фотографии, которые рассказывают о быте “прекрасной эпохи” — “La Belle Époque” (фр.), которая царила в Европе с 1890 по 1914 год, и стиле “югенд”, который в то время был ведущим направлением в стиле (в России был известен как стиль “модерн”, в Италии − “либерти”, в Австрии и Литве — “сецессия”, а во Франции и Бельгии − как “ар-нуво” и “Belle Époque”).
Это было время политической стабильности в Европе, экономика процветала, наука и искусство были в расцвете. Несмотря на то, что голос суфражисток уже звучал довольно уверенно, у большинства женщин еще не было ни высшего образования, ни права голоса. Их жизнь и благополучие, за редким исключением, полностью зависели от супруга. Большинство представительниц аристократии и зажиточной буржуазии в то время посвящали свою жизнь семье, дому и светской жизни, самым ярким и неотъемлемым событием которой были балы.
Балы для женщин были не только источником радости жизни, но и практически единственной возможностью несколько часов подряд наслаждаться живой музыкой — электричества тогда еще не было, а так называемые "музыкальные ящики" и граммофоны воспроизводили лишь короткие мелодии.
На балы ходили как дебютантки, так и женщины весьма солидного возраста (вопреки распространенным мифам, достаточно многие жили до 90 лет). При этом бал был дорогим удовольствием — во-первых дорого стоило само платье, которое, к тому же, никогда не надевалось повторно, плюс — аксессуары и сам билет на бал, который тоже обходился в весьма заметную сумму. Так что мужьям приходилось усердно потрудиться, чтобы осчастливить супругу (а иногда и не только ее — несмотря на то, что браки в то время были церковными и разводы были запрещены, некоторые мужчины также содержали, к примеру, актрис).
Мода того времени формировалась в Париже. Она отражала в себе задачу женщины быть декоративной, ароматной, милой мамой опрятных детишек, которыми занимались няни, быть нимфой, выпархивающей из леса. Знаменитые французские кутюрье предпочитали пастельные тона — бледно-зеленый, бледно-розовый, бледно-голубой, струящиеся полупрозрачные ткани, такие как тюль и муслин, а также вышивку и кружева ручной работы.
В украшении платьев активно использовались цветы — ирисы, шиповник, розы, хризантемы. Даже свойственная стилю “югенд” асимметрия подчеркивала “теорию нимф“ — она вносила в образ легкое несовершенство, вызванное понятным отсутствием в лесу (где, как известно, и обитают нимфы) каких бы то ни было кутюрье. Декоративную косметику тогда также не было принято активно использовать, женщины были лишь слегка припудрены, с легким румянцем.
В залах со свечным освещением было очень жарко, дам выручал короткий рукав на платье и веера, также представленные на выставке. (Из-за жары на балах также были очень популярны мороженое, лимонады и оранжады.)
Многие платья имели шлейф — “трен”. Увы, на него часто во время танца наступали мужчины, чем зачастую безвозвратно портили наряд. Так, очень многие платья, собранные Александром Васильевым по всему миру, требовали реконструкции. Один из выставленных экспонатов купили в коробке, как конструктор, — так как предыдущая хозяйка, очевидно, решила его переделать, отпоров часть деталей и не доведя дело до конца.
Вероятнее всего, некоторые из платьев посетители выставки в замке Фалль смогут увидеть в первый и — в буквальном смысле — в последний раз, так как полностью натуральные ткани платьев — шелк, муслин — от старости начинают “сечься” и никакие современные технологии не позволяют уберечь их от этого необратимого распада.
Это уже не первая выставка, представленная Александром Васильевым в замке Фалль - маэстро регулярно привозит в Эстонию эксклюзивные экспонаты из своей уникальной коллекции одежды, которая насчитывает уже более 65 000 предметов.
Выставка "Приглашение на бал "La Belle Époque" будет открыта в замке Фалль в Кейла-Йоа с 29 февраля до 30 июня 2020 года.