Книги Астрид Линдгрен (Анны Эмилии Эрикссон) переведены на сто языков. Их совокупный тираж — более 150 миллионов экземпляров. Шведскую купюру украшает ее портрет, в космосе есть астероид, названный в ее честь советскими учеными. Удивительно — провинциалка из крестьянской семьи ни о чем таком не мечтала, пишет Домашний Очаг.

Молодежный бунт

Астрид росла в глубокой шведской провинции в семье одновременно религиозной и свободной: игры и веселье в ней всегда приветствовались. Астрид росла независимой, и когда в 1924 году до городка Виммербю докатился молодежный бунт, она поддержала его первой: коротко остригла волосы и надела брюки. Родители были в ужасе, но девушка уже никого не слушала. Внутренняя Пеппи Длинныйчулок привела ее в редакцию местной газеты, где она писала короткие репортажи. У Астрид начался роман с владельцем газеты Райнхольдом Блумбергом: женатым, на 30 лет старше девушки и с семерыми детьми от первого брака. На память об этом романе у Астрид остался сын Ларс, которого она родила в 19 лет. До трех лет малыш жил в приемной семье — так было заведено в тех пуританских краях.

“Я до сих пор помню, как еще до рождения Лассе мама возмущалась, если у молодой женщины рождался так называемый внебрачный ребенок. И тут это случается со мной”, — вспоминала Астрид.

Лассе, прости!

Астрид было сначала 19 лет, потом 20, потом 21. Она была юной, и против нее был весь мир, включая ее родных родителей. И она старалась навещать сына как можно чаще. И она изо всех сил сопротивлялась общественному давлению. Но, не смотря на все это, Астрид так и не смогла себя простить. Эти три года были самыми кошмарными в ее жизни, и они болели в ней до дня ее смерти.

В 1929 году Астрид перебралась в Стокгольм, устроилась на работу, вышла замуж и забрала Ларса к себе. Несколько лет она сидела дома, сочиняла истории и рассказывала их сыну. Те, которые казались удачными, записывала. В 1933 году брат девушки помог ей опубликовать эти рассказы в газете и журнале — у него были там знакомые. Публиковали ради гонораров — Астрид жила небогато.

Появляется Пеппи

Вскоре у нее родилась дочь Карин. Карьера домохозяйки продолжалась. В семь лет Карин заболела и попросила маму:

“Расскажи о Пеппи Длинныйчулок!” — как и все дети, она на ходу придумывала необычные имена.

Астрид придумывала эти истории несколько лет, но не записывала — не доходили руки. А потом как-то вывихнула ногу, оказалась в постели и записала. И оказалось, что лучше всего ей пишется именно в постели, рано утром, пока вся Швеция еще спит.

Потом она выиграла премию в 1200 крон в крупном шведском издательстве — заняла второе место в конкурсе на лучшую книгу для девочек с маленькой повестью “Бритт Мари изливает душу”. Владелец издательства был взбешен, что премия досталась домохозяйке. Но, однако, позже он принял к публикации “Пеппи Длинныйчулок”, а после невероятного успеха книги понял, что перед ним за птица и пригласил Астрид на работу редактором.

Самой решать, спать, думать

Муж Астрид умер в 1952 году. Ей было плохо от этой потери, но своей немецкой подруге она написала:

“Возможность быть одной — это просто невероятное счастье: заниматься собой, иметь свое мнение, самостоятельно действовать, самой решать, самой устраивать свою жизнь, спать, думать, о-о-о-о!”

Астрид всегда очень много работала, и ее детские книги были не такими уж и детскими. В них дети часто чувствуют себя одинокими: взрослые не дают им достаточно любви. Писательнице трудно было с этим примириться. А уж что она ненавидела всей душой — так это насилие. Она считала совершенно недопустимым, чтобы взрослый человек бил ребенка. В 1978 году она получила престижнейшую Премию мира от немецких книготорговцев и в своей благодарственной речи хотела поговорить о порочной цепи насилия, о том, что ребенок, которого били в детстве, неизбежно вырастет тираном.

Организаторам конкурса такая речь показалась излишне радикальной и даже провокационной, и они попросили изменить тему. Тогда писательница отказалась от премии, и оргкомитету пришлось идти на попятную. И в том, что в 1979 году Швеция приняла закон, запрещающий телесные наказания детей, есть большая заслуга писательницы.

Когда Астрид Линдгрен умерла, правительство Швеции учредило для детских писателей мемориальную премию ее имени. И это самая крупная премия после Нобелевской — 5 миллионов крон.

Пеппи была бы довольна.

Поделиться
Комментарии