“Однажды я пошла по магазинам и купила себе джинсы 8 размера (российский 40). А потом пошла в другой магазин, и там оказалось, что мне опять нужен 12”, — говорит она.

Теперь из-за коронавируса 36-летняя сотрудница отдела кадров из британского города Норидж покупает одежду в основном в интернете, где расхождения в размерной сетке еще более заметны.

“Я заказывала и возвращала одежду несколько раз, потому что вещи были или слишком велики в груди, или слишком тесны в другом каком-нибудь месте, хотя все они были маркированы одним размером”, — говорит она.

Покупки и возвраты

Несколько месяцев назад подруга посоветовала Сорохе загрузить приложение, работающее следующим образом: открываешь его на смартфоне и встаешь перед ним в спортивных леггинсах. Приложение сканирует твой силуэт с разных сторон, затем создает трехмерное изображение тела с рекомендацией, на какие размеры ты должен ориентироваться у разных брендов.

Эксперты модной индустрии говорят, что если такие приложения станут популярны, это может не только упростить покупки, но и изменить весь торговый бизнес.

Подобные приложения-калькуляторы могут помочь решить проблему возвратов — головной боли любой торговой фирмы.

По данным исследования 2018 года британского банка Barclays, в стране покупателям возвращается почти половина потраченных ими денег, и причина этого — возврат товаров.

При этом выяснилось, что треть покупателей, заказывающих одежду по интернету, еще до ее примерки ожидает, что вещь им не подойдет.

“Если эти приложения будут учитывать основные проблемы, с которыми сталкиваются многие магазины, это будет огромный шаг вперед, поскольку они помогут минимизировать возвраты, что является большой проблемой для интернет-торговли”, — полагает Мария Малоун, старший преподаватель по бизнесу моды в Государственном университете Манчестера.

“Такие приложения могут позволить производить только то, что уже предзаказано клиентом, и это позволит сократить ненужное производство”, — полагает эксперт.

Не любит постоянства?

В Израиле разработано приложение, которое способно определить размер человека, не прибегая к телефонной камере.

Вместо этого клиент водит рукой с телефоном вдоль контуров своего тела, а приложение использует датчики акселерометра и гироскопа в смартфоне для вычисления параметров.

Параметры каждого клиента хранятся в базе данных, которой могут воспользоваться торговые фирмы, чтобы дать точные рекомендации по размерам.

У индустрии моды есть свои причины менять стандарты размеров одежды. Некоторые бренды занижают размер просто для того, чтобы польстить своим клиентам, показать, что они тоньше, чем на самом деле.


Однако более точное знание параметров своих клиентов помогает индустрии моды беречь ресурсы.

Модную индустрию уже который год призывают к сокращению отходов. Согласно отчету Европейской экономической комиссии ООН, ежегодно 85% всего произведенного текстиля — а это 21 млрд тонн — оказывается на мусорной свалке.

Главный виновник всего этого — дешевая, быстро произведенная модная одежда, выпускаемая для потребителей, постоянно ищущих чего-то новенького и ориентированных на стиль жизни селебрити и новинки с подиума.

Появление и бурное развитие за последние 15 лет феномена быстрой моды утвердило бизнес-модель, согласно которой некоторые бренды производят и выбрасывают в продажу по 52 коллекции в год — то есть каждую неделю обновляют свой ассортимент.

Согласно вышеупомянутому отчету ООН, на долю модной индустрии приходится до 10% общемировой эмиссии углекислого газа.


Микрофабрики и сдвиги в менталитете

По мнению некоторых экспертов, в скором времени потогонные цеха, где работники шьют одежду за копейки, уйдут в прошлое, их сменят микрофабрики.

Эти производства небольшого размера будут использовать механизированный труд и автоматику, чтобы сократить ненужный расход ресурсов — как энергии, так и тканей.

Однако Мария Малоун не спешит с подобными выводами.

Она замечает, что персонализированный подход больше отвечает запросам дизайнерского сегмента модной индустрии.

“Люксовые бренды, безусловно, могут пойти по этому пути, поскольку они могут заказывать исключительно то, что подойдет их клиентской базе”, — говорит Малоун.

Но это вряд ли применимо к массовому рынку, за счет которого и держится быстрая мода. Производство подобной одежды ничего не стоит и прибыли от нее немного, поэтому стимула для каких-либо изменений тоже нет, считает она.

Однако за время общенационального карантина в поведении самих покупателей наметились кое-какие положительные сдвиги.

“В самый разгар пандемии люди никуда особо не выходят, — говорит Малоун. — У них нет нужды произвести на кого-то впечатление, и они начинают думать: а зачем мне 54 пары обуви? Как мне лучше использовать то, что уже есть в шкафу?”

Поделиться
Комментарии