Существует множество теорий о защитной роли известных добавок, таких как омега-3, витамин D и мелатонин, но также могут быть полезны и другие пищевые продукты. Газета Daily Mail рассматривает шесть продуктов, которые продаются в супермаркете, и которые, по мнению различных групп экспертов, являются полезными в борьбе с пандемией коронавируса.

Тунец

Тунец, свежий или консервированный, является чрезвычайно популярным продуктом, который едят во всем мире. Он издавна считается хорошим источником витамина B12, имеет высокое содержание омега-3 и белка, но его роль в борьбе с коронавирусом еще предстоит рассмотреть.

В научной статье, опубликованной в журнале Food Chemistry в октябре, рассматривались белки, полученные из тунца, и их роль в предотвращении коронавирусной инфекции. Исследователи из Бохайского университета в Китае изучили пептиды, состоящие из тех же строительных блоков, что и белки, но меньшего размера — полученные из тунца. Они использовали компьютерные системы, чтобы смоделировать, как 142 пептида, образующиеся при переваривании тунца организмом, вступают в реакцию с двумя ключевыми аспектами коронавирусной инфекции — ферментом Mpro и рецептором ACE2.

ACE2 называют дверью, через которую коронавирус попадает в клетки человека — на него нацеливается шиповидный белок на поверхности вируса SARS-CoV-2, вызывающего Covid-19. Он обманом заставляет рецептор пропустить его внутрь клетки, и здесь патоген продолжает размножаться и распространяться, что приводит к болезни, поясняет газета. “Mpro — (…) это “основная протеаза”, фермент, создаваемый коронавирусом, который имеет решающее значение для репликации вируса”, — говорится в статье.

“Цифровое воссоздание взаимодействий между 142 пептидами, получаемыми из тунца, и Mpro и ACE2 показывает, что один из них, называемый E-M, может мешать обычным вирусным процессам. Пептид взаимодействует с 13 различными аминокислотами на Mpro и создает прочные связи с двумя из них, которые, по словам исследователей, “могут играть важную роль в подавлении активности Mpro. Из-за того, что Mpro не работает должным образом, вирус не может правильно реплицироваться и, следовательно, не может распространяться от клетки к клетке, — указывает издание. — Исследователи также полагают, что E-M связывается с десятью участками на ACE2, восемь из которых считаются критическими для того, как рецептор связывается с шиповидным белком коронавируса”.

Эти результаты показали, что пептид E-M можно рассматривать как потенциальный ингибитор SARS-CoV-2, утверждают исследователи в своей статье.

Однако Ханна Уиттейкер, представитель Британской диетической ассоциации, в беседе с Daily Mail подчеркнула: “Людям может показаться, что употребление большего количества тунца предотвратит заражение COVID, однако это, вероятно, неверно, и чрезмерное потребление тунца также может оказывать негативное влияние на здоровье из-за высокого содержания ртути”.

Темный шоколад и виноград

Флаванолы — это группа химических соединений, содержащихся во многих пищевых продуктах, включая зеленый чай, мускатный виноград, темный шоколад, чернику и вино. С ними связывают различные бонусы для здоровья, включая улучшение кровообращения в нижних конечностях у людей старше 60 лет и улучшение смекалки. Американские исследователи из Университета Северной Каролины хотели проверить, может ли подгруппа, известная как флаван-3-олы, укрепить иммунную систему человека, чтобы помочь в борьбе с коронавирусом, и сосредоточились на вышеупомянутом ферменте Mpro.

“Mpro в SARS-CoV-2 необходим вирусу для репликации и воспроизведения, — заявил автор исследования профессор Де-Ю Се. — Если мы сможем подавить или деактивировать эту протеазу, вирус умрет”.

Исследование, опубликованное в декабре в журнале Frontiers in Plant Science, показало, что флаван-3-олы могут связываться с Mpro, препятствуя его функционированию и, следовательно, препятствуя его способности к репликации и распространению. “В зеленом чае содержится пять протестированных химических соединений, которые связываются с разными участками на Mpro, по сути, подавляя его и нарушая его функционирование, — отметил Се. — Мускатный виноград содержит эти ингибирующие химические вещества в кожуре и косточках”.

“Учитывая, что эффективного лекарства от Covid-19 еще не существует, эти данные указывают, что эти нутрицевтические вещества и экстракты зеленого чая, винограда и какао могут быть использованы, чтобы помешать разрушениям, вызываемым SARS-Cov -2”, — добавил он.

Кефир

Кефир ранее связывали с облегчением симптомов синдрома раздраженного кишечника, а также с нормализацией артериального давления и уровня холестерина. Исследователи Александрийского университета в Египте и Университета принцессы Нуры бинт Абдул-Рахман в Эр-Рияде в Саудовской Аравии представили свое исследование в журнал Biomedicine & Pharmacotherapy, и оно будет опубликовано в январском номере в 2021 году. В нем указано, что кефир обладает различными противовирусными свойствами, которые позволяют ему бороться с коронавирусной инфекцией, сообщается в статье.

Ученые проанализировали исследования, проведенные относительно кефира и его пробиотических свойств, его противовирусного действия против таких инфекций, как лихорадка денге, вирус Зика и гепатит С, а также то, как он может взаимодействовать с коронавирусом. Исследователи указывают, что “кефир может действовать как противовоспалительный агент … следовательно, кефир может быть существенным ингибитором “цитокинового шторма”, который вносит вклад в COVID-19. Это происходит путем ингибирования продукции известных цитокинов, называемых IL-6, IL-1, TNF-α и интерферон-γ, которые, как полагают, ответственны за чрезмерную реакцию иммунитета, поясняет газета.

“Предлагаемое первоначальное решение для защиты пациентов от цитокинового шторма — это блокада функции IL-6 или введение веществ для подавления воспаления, — пишут исследователи. — Кефир может подавлять активность провоспалительных цитокинов. Использование кефира (и его побочных продуктов) в качестве ингибитора экспрессии провоспалительных цитокинов у пациентов с COVID-19 может оказаться жизнеспособным решением”.

На основании всех исследований кефира и его пробиотических микробов, можно сказать, что кефир может действовать как защитное средство против вирусных инфекций, отмечают исследователи.

Экстракт семян грейпфрута

“Ученые Юго-Восточного университета Нова, во Флориде и Института пульмонологии Авентура в Майами провели два эксперимента и обнаружили, что экстракт семян грейпфрута с концентрацией всего 0,2% способен снизить количество частиц SARS-CoV-2 ниже обнаруживаемых уровней”, — пишет Daily Mail, добавляя, что производители существующего на рынке уже несколько лет назального спрея на основе экстракта семян грейпфрута и ксилита подали заявку в FDA — Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США — на внесение спрея в список гигиенических средств для борьбы с вирусом SARS-CoV-2. Эта заявка “является результатом исследования, которое показывает, что он обладает противовирусными и вирулицидными свойствами”, отмечается в публикации.

“Точный механизм работы ксилита и экстракта семян грейпфрута полностью не изучен, но, основываясь на наших исследованиях и экспериментах с визуализациями, представляется, что он предотвращает проникновение вируса в клетку и в то же время является вирулицидным”, — сообщил Daily Mail доктор Маркос Санчес-Гонсалес, соавтор исследования.

Пищевой консервант

Низин — это натуральный пищевой консервант, производное бактерии, содержащийся во многих консервированных продуктах. Он также известен как E234 и является длинным пептидом из атомов углерода, который содержит 34 различных аминокислоты. Впервые он был обнаружен в ферментированном молоке и теперь во всем мире используется в качестве натурального и безопасного пищевого консерванта в различных продуктах, таких как плавленый сыр, молочные десерты, молоко, кисломолочные напитки, мясо и консервы, говорится в статье.

Индийские ученые из Университета Висва-Бхарати изучили, может ли низин действовать как противовирусное средство против коронавируса, и их работа была прорецензирована другими учеными и принята к публикации в январском выпуске журнала Virology в 2021 году. Исследование впервые обнаружило, что этот пептид может блокировать рецептор ACE2, тем самым мешая SARS-CoV-2 прикрепляться к нему и инфицировать клетки.

Были исследованы восемь различных вариантов низина, четыре из которых (низин H, Z, U и A) обладают более сильной способностью связываться с рецептором ACE2, чем рецептор-связывающая область (RBD) шиповидного белка SARS-CoV-2. “Так как низин является пептидом с низкой молекулярной массой и легко доступен в системе, его связывание с hACE2, как ожидается, блокирует возможность взаимодействия RBD шипа SARS-CoV-2 и может по сути исключить проникновение вируса в клетку-хозяин”, — пишут ученые.

Морские водоросли

Каррагинан — это разновидность съедобных морских водорослей красного цвета, которые использовались для лечения респираторных заболеваний в Ирландии в XIX веке. Исследователи из Университета Суонси начали испытания на людях после успешных лабораторных исследований безрецептурного назального спрея на основе каррагинана, которые показали, что он может предотвратить инфекцию и уменьшить тяжесть симптомов, если люди все же заразятся Covid-19. Испытание, получившее название ICE-COVID, в настоящее время продолжается с участием 480 сотрудников Британской национальной службы здравоохранения в валлийском городе, участвующем в проекте, и ожидается, что результаты будут опубликованы в мае 2021 года, сообщает Daily Mail.

“Предыдущие исследования показали эффективность назальных спреев на основе йота-каррагинана против коронавирусов, что указывает на его перспективу против SARS-Cov-2, — заявила д-р Зита Джессоп, со-руководитель исследования в Университете Суонси. — Если результаты этого рандомизированного плацебо-контролируемого клинического испытания окажутся положительными, как мы ожидаем, это может стать дополнительной стратегией профилактики в борьбу с Covid-19”.