В 2020 году в Прибалтике откроется первый аутлет
Валтерс Каже, консультант по стратегии бренда и ассоциированный профессор RISEBA, подчёркивает, что сейчас в балтийском розничном секторе наблюдается дефицит популярной во всём мире концепции мультибрендовых аутлетов.
“В секторе розничной торговли в других частях Европы ежегодно открывается в среднем 4-6 крупных проектов мультибрендовых аутлетов. Общее количество масштабных центров такого типа превышает 180, в то время как на Балтийском рынке таких торговых центров нет вообще.
Поскольку для магазинов такого формата характерен особый уровень цен, которые как минимум на 25% ниже, чем цены на эквивалентные товары в классических магазинах, это влияет не только индивидуально на потребителя, но и может влиять на розничный сектор в целом, вынуждая тем самым участников рынка менять свою ценовую политику”, — поясняет В. Каже.
Можно прогнозировать, что в следующем году привычки населения Эстонии также изменятся — покупатели, которые предпочитают западноевропейские форматы аутлетов, будут рассматривать возможность совершать покупки в том же регионе. А те потребители, которые в основном пользуются товарами, предлагаемыми на внутреннем рынке, будут иметь дополнительный стимул воспользоваться возможностью покупать в новом формате.
“Истоки концепции мультибрендовых аутлетов уходят в США, где первый такой магазин появился в 1974 году. Их первоначальная цель заключалась в том, чтобы способствовать сбыту товаров предыдущего сезона или других, менее ликвидных вещей, но вскоре в этом формате нашли своё место и многие более дорогие бренды, предлагая цены на 25% ниже, чем в традиционных торговых центрах.
За последние несколько десятилетий эта концепция значительно развилась и изменилась. Во-первых, формат аутлета завоевал популярность в Западной Европе (например, в Италии, Испании, Германии, Великобритании), Азии и других регионах. Стоит добавить, что на развитых рынках, таких как Великобритания, это наиболее стремительно растущая концепция розничной торговли.
Во-вторых, значительно изменилась сама суть концепции — вместо магазинов, распродающих неходовые товары, появились торговые места, где предлагаются линейки продуктов, которые отдельно создаются для этого канала продаж. Концепция развивалась в различных направлениях, предлагая не только модные вещи и аксессуары, но и электронику и другие категории товаров, развлечений и вариантов отдыха. Выросла и доля предлагаемых брендов одежды, превысив 40%.
В-третьих, такие торговые центры стали больше и географически ближе к потребителю”, — рассказывает В. Каже, подчёркивая, что открытие первого в странах Балтии аутлета повлияет не только на уровень цен на популярные модные бренды, но и на покупательские привычки потребителей.
“По расчётам аналитиков, с 2012 года оборот в аутлетах увеличивается в среднем на 10% в год. В свою очередь, согласно данным GlobalData Consumer Research, более 23% покупателей мультибрендовых аутлетов в течение пяти лет планируют чаще посещать такого рода магазины, что продиктовано многими факторами, такими как привлекательные цены и отличающийся ассортимент товаров и брендов, которые не представлены в других торговых местах. Это стимулирует людей покупать не только во время распродаж, но и на протяжении всего года”, — говорит В. Каже.
Несмотря на то, что общая покупательная способность стабильно и постепенно увеличивается, в Эстонии, по данным Eurostat*, она всё ещё на 30% ниже, чем в среднем в Европе. Также люди стали всё чаще делать покупки в интернете, т.е. потребители отдают своё предпочтение альтернативным форматам покупок.
*Данные Eurostat за 2018 год.