Так как правильно – Ирак или Иран?
Кому нужны международники? И вообще, кто этот такие? Дипломаты? На этот вопрос отвечает продекан факультета международных отношений Евроакадемии Леонид Карабешкин. Он вспоминает, что два десятилетия тому назад профессия международника казалась сказочной в не меньшей степени, чем современные предложения посторожить райские острова. Сказывалась длительная закрытость страны, в которой дипломаты и журналисты-международники составляли костяк немногих избранных, кому было позволено увидеть не только социалистический лагерь, но и капиталистический мир. Времена меняются, но и сейчас классический МГИМО в Москве сохраняет свою притягательность – у абитуриентов этого ВУЗа самый высокий средний балл выпускных экзаменов.
Такой спрос был и в Эстонии, что позволило открыть в середине 1990-х факультет международных отношений. С тех пор многие изменилось – академическая программа была трансформирована в прикладную, существенно возросла роль практики и практиков в учебном процессе, извиняется Карабешкин за каламбур. Но это насущная потребность – абитуриенты и особенно их родители справедливо беспокоятся относительно перспектив поиска места на рынке труда.
Ознакомительные практики носят выездной характер – студенты оправляются в трех-четырехдневное путешествие, где знакомятся с деятельностью парламентов, внешнеполитических ведомств, посещают университеты и аналитические центры, ну и конечно имеют возможность увидеть достопримечательности и прочувствовать жизнь изучаемой страны. За последние несколько лет прошло уже 6 циклов ознакомительной практики – в Грузию, Польшу, Украину, Беларусь, Литву и Россию. На вопрос о том, какая страна станет следующей, Карабешкин отвечает уклончиво: «Страна с древней историей, интересными современными общественно-политическими процессами, логистически доступная». Другие виды практики студенты проходят в ведущих аналитических центрах, в муниципалитетах и органах государственной власти. Примечательно, что многие, пройдя эту школу, отдают предпочтение частному бизнесу.
Меняется и качественный профиль международников – двадцать лет назад им принадлежала «монополия» на международные отношения, от которой сейчас не осталось и следа. Сегодня провести грань между отношениями международными и немеждународными невозможно. Сегодняшний международник, если он не идет в науку, - прикладной специалист, помощник руководителя, референт или менеджер проектов, и только в редких случаях, дипломат. По данным исследования, проведенного в Евроакадемии, выпускники факультета (а всего их к настоящему времени около 300) примерно в равной пропорции задействованы на государственной, муниципальной службе, в международных и неправительственных организациях, а также в частном бизнесе. Среди выпускников есть и директора фабрики, дома культуры, спортивного клуба, торговой палаты, военнослужащие и сотрудники других крайне необходимых государству органов.
Поэтому особое внимание, наряду с практиками, уделяется развитию смежных прикладных навыков и компетенций – в первую очередь, коммуникативных и языковых. Конечно, тут многое зависит особенностей характера и природных склонностей человека – но предметная программа, к примеру, в сфере коммуникаций позволяет развить эти навыки и поставить их на системную основу. Традиционно значимую роль учебном процессе занимают языки – выпускник-международник помимо основного английского обязан на уровне общения владеть еще одним иностранным языком. Желающие могут принять участие в образовательных обменах – в последнее время количество как приезжающих на семестровую стажировку, так и выезжающих за рубеж студентов выросло.
При этом основную программу высшего прикладного образования факультет международных отношений реализует на эстонском и русском языке, а с 2016 г. открывает и англоязычный поток. «Растет интерес к программе со стороны иностранных участников», - поясняет Карабешкин, добавляя, что с переездом в новое современное здание в Тонди будет решена и инфраструктурная проблема.