Показушная „инстажизнь“ исчезла, жены и любовницы эвакуировались в один город. Почему в Украине резко выросло число разводов?
(7)Мы уже писали о том, что в Украине в этом году был зафиксирован рекорд по числу заключенных браков, но оказалось, что есть и обратная сторона медали - число разводов в стране тоже резко возросло. Топовый адвокат по семейному праву из Украины Екатерина Маличенко рассказывает о причинах, которые побудили семьи к бракоразводному процессу.
„Первый переломный момент в бракоразводных процессах и сфере семейного права в Украине произошел во времена ковида, — рассказывает Екатерина. — В тот момент нам казалось, что хуже быть не может: у меня телефон разрывался с утра до ночи, потому что люди хотели в срочном порядке развестись.
Потом буквально через месяц-полтора после начала ковида этот поток стих. Если мы говорим про войну, это совершенно другая тактика, методика и совершенно другая амплитуда роста. Сейчас эта амплитуда наоборот только идет на увеличение“.
Причины, по которым многие украинские семьи приняли решение развестись, по мнению адвоката, можно поделить на пять категорий.
Первая категория: не выдержали
Первая категория, кто захотел разводиться, это те люди, которые не выдержали напора в связи со всеми событиями. Примерно спустя две недели после начала вторжения стали массово поступать звонки. Люди находились в состоянии стресса, агрессии, астении, аффекта: когда ты не понимаешь, что будет завтра. В течение этих двух недель люди искали друг в друге опору, но потом поняли, что все. Они ощутили внутри себя, что друг с другом быть не хотят.
По факту они жили в иллюзорной семье. Де-юре семья существует, а де-факто каждый занимается своими делами. Но как можно было найти опору в человеке, которого ты не любишь, с мнением которого ты не считаешься? Вся грязь вышла наружу. „Даже если я завтра умру, я хочу быть свободной. Я не хочу быть с этим человеком, и чтобы меня с ним что-либо связывало“.
Это были клиенты, которые звонили каждый божий день и спрашивали: ну что, суды уже работают? Ну что, мы можем уже подавать иск в суд? То есть, они хотели для себя получить этот документ, как будто этот документ является оплотом их спокойного внутреннего душевного состояния.
Вторая категория: „инстаграмная“ жизнь
Вторая категория - это те люди, которые на протяжении достаточно длительного периода времени жили красивой „инстаграмной“ картинкой. Это были пары, которым было комфортно, выгодно и удобно существовать в социуме как муж и жена. Часто это были люди, которые даже не делили общий быт.
Их связывали дети либо общие бизнес-проекты или же это были пары, которые более 20 лет „проживали вместе“. Они были просто как партнеры, не более того. Ничего теплого, душевного и семейного там не было. Но им было так комфортно, они уважали друг друга. Они не были в этой первой волне разводов, они очень осознанные, очень скептически настроенные на любые изменения, консерваторы.
Им проще быть в паре де-юре и скрывать свои пассии, нежели показывать всему миру. В их числе и очень известные люди. Они не хотели показывать, что не смогли и не сумели в этой семье быть полноценно счастливыми.
Если первая категория людей еще не осознавала, что дальше не смогут быть вместе, их после начала войны осенило, то вторая все понимала и жила так на протяжении длительного времени. Но война для них стала реактивным элементом, чтобы покончить с этой бутафорией. Таких пар много до сих пор. Эта волна не стихает.
Третья категория: вскрылись измены
Третья категория - это такой интересный подвид семейных разборок. В моей практике - это, как правило, женщина, которая во всей этой истерии оказывалась на Западной Украине в условно более безопасных местах или же на территории другой страны в доме, в квартире еще с какой-то женщиной. А еще лучше - с несколькими женщинами.
И потом в ходе разборок, у кого-то - просто после разговора, выяснялось, что другие женщины - избранницы ее супруга. Мы же не знаем, что будет завтра, нужно спасать всех самых любимых. Кого мужчина спасал? Жену, детей, любовниц и иже с ними.
И вот они все скопом оказывались в каком-то месте. Потому что крайне сложно было выстроить логистику таким образом, чтобы у человека была возможность их всех „расфасовать“. Был очень маленький короткий отрезок времени, чтобы что-то предпринять. А учитывая, что многие ринулись в Западную Украину, то найти квартиру - здесь и сейчас - было крайне сложно, это было из области фантастики. Люди жили в подвалах, в кальянных, в банях. Я лично в разных местах побывала, поэтому мужчинам ничего не оставалось, как взять их всех скопом и собрать в кучу.
Четвертая категория: поменялись ценности
Четвертая категория - это люди, у которых по истечении 3-4 месяцев после вторжения в семье все было хорошо: никаких любовниц, все прекрасно, идиллия, никаких измен.
И женщина на семейном совете принимает решение здесь и сейчас ей эвакуироваться, выехать за пределы Украины. И тут началось самое интересное - поменялись ценности, позиции, устои. Это те женщины, которые всегда были под условным влиянием супруга.
Они материально были зависимы от мужчины, они никогда не принимали никаких решений лично. Мы сейчас не даем оценку этому, хорошо это или плохо, просто такой был уклад семьи.
Она уезжает, на ее плечах все обязательства и это не всегда решается посредством денег. Нужно было включать навыки коммуникации, социальной адаптации, изучения языка в очень быстром режиме. Это выстраивание социальных связей - кто тебе может помочь, всевозможные группы и т.д.
Пребывая в этих обстоятельствах, женщина понимает: либо пан, либо пропал. Либо ей нужно что-то делать, либо сидеть и ждать у моря погоды, пока супруг с территории Украины что-то там решит. Но это же крайне сложно. И она понимает: „а я, оказывается, все могу сама“.
И оказывается, у нее есть масса преимуществ перед тем же мужем. И она понимает: блин, да классно я живу, да я смогла, да я на работу пошла, да я язык подтянула, например, английский за 2 месяца. Знала его на базовом уровне, а сейчас я могу международный экзамен сдавать. Да вообще у меня все замечательно. И эта категория женщин захотела развода. Мужчины, конечно же, не хотят развода, очень агрессивно реагируют, начинают ненавидеть все, что происходит вокруг.
Они считают, что их жены кого-то нашли: эстонца, британца, американца. Где женщина находится - там и жених. На самом деле, это не так. Они одиноки, не вступали ни в какие отношения. По крайней мере, из моих клиенток. И я не слышала таких историй от своих коллег, что женщина нашла кого-то и решила развестись.
И второй подвид из этой категории - это те женщины, которые выехали за пределы Украины. Они привыкли к определенному статусу и образу жизни. А их мужья - остались. Они вынуждены работать в нынешних условиях, чтобы хоть как-то сохранить бизнес. При этом они занимаются волонтерской деятельностью.
Из-за этого он не может обеспечивать женщину всем необходимым в той мере, как раньше. Со стороны женщин начинаются звонки, истерики, укоры, упреки. „А где деньги на шоппинг, на тот вид отдыха, к которому я привыкла?“ Потому что у нее другая реальность.
Пятая категория: у каждого своя жизнь
И последняя категория - это те пары, которые сумели выехать за пределы Украины. Мужчины - незаконно, посредством не очень юридически адекватных документов. У них есть за пределами Украины жилье. Это та категория, у которой все хорошо, но они приняли решение разойтись. Причины - с одной стороны, очень разные, а с другой стороны очень одинаковые. Это люди, которые жили каждый своей жизнью.
И теперь жизнь их заставила, никто не знает вокруг никого. То есть, ты не можешь отвлечься на каких-то третьих лиц. Ты можешь отвлечься только на какие-то бытовые вопросы и более того, тебе нужно согласовывать эти вопросы с партнером.
Ты понимаешь, что ты прожил с человеком, но он тебе не интересен. Чувств нет. Ты понимаешь, что ваши походы на свидания каждую пятницу - это была просто дань моде, чтобы „запилить фоточку“ в инстаграме. Или чтобы рассказать завтра подруге на бранче или за завтраком, ужином или обедом, что, оказывается, у нас такая классная семья и мой муж приглашает меня каждую пятницу в кафе выпить чашку кофе или в ресторан. Там сместились понятия, позиции.
Если резюмировать, мы сейчас все находимся в очень тяжелом психоэмоциональном состоянии. Даже, если ты находишься не на территории зоны боевых действий или оккупированных территорий. Я ни в коем случае сейчас не хочу сравнивать уровень болезненности пережитого или проживаемого в настоящий момент каждым из нас. У каждого из нас порог — как болевой порог, физиологический, у каждого из нас разный — так и психоэмоциональный. Кому-то достаточно и трех процентов этой боли, чтобы сойти с ума. А кто-то может выдержать и более 80% и стойко держаться, но при этом у него происходят определенные физиологические процессы и потом серьезные болезни начинаются. Это все имеет последствия в виде панических атак и т.д.
Сейчас огромное количество женщин и мужчин станут счастливы внутренне, по-своему. Возможно, для кого-то это звучит кощунственно, но я видела такое количество горя семейного за более 15 лет практики, что я считаю, что это очень хороший показатель того, что мы начали думать — оказывается, у нас есть голова и мозг, и мы им думаем. И оказывается, нельзя жить по принципам бабушек и дедушек, когда стерпится-слюбится.