Сильвия Сосаар: я годами жила с депрессией и улыбкой
Сильвия Сосаар – эстонская художница, на счету которой не одна успешная выставка и даже номинация на премию молодого художника Эстонской академии художеств. Мечта многих – объединить работу и хобби для Сильвии стала реальностью, но на протяжении долгих лет ее жизнь отравляли проблемы с психическим здоровьем. Ей пришлось столкнуться с тревожным расстройством, депрессивными эпизодами и подозрением на биполярное расстройство.
Из отличницы в троечницу
Детство Сильвии пришлось на начало 90-х. Родители, несмотря на турбулентные времена, находили возможность отправлять дочь в международные языковые и культурные лагеря. В юности Сильвии довелось пожить в Лондоне, Париже и Вене. Именно в раннем подростковом возрасте она столкнулась с первыми признаками психических проблем – появились сложности с дыханием. „Такие приступы паники, сжатие в груди, жуткие тревожные атаки и сложности с дыханием возникали у меня довольно часто. Родители отвели меня к врачу – подозревали, что у меня могут быть проблемы с сердцем. Меня обследовали, проверили сердце, но в то время, наверное, никто не мог предположить, что проблема может быть психического толка“, – вспоминает она.
Некоторое время Сильвии удавалось делать над собой усилие, улыбаться и убеждать окружающих в том, что все в порядке. „Внутри ты все же понимаешь, что что-то не так. До 10-го класса я была круглой отличницей, и вдруг просто не смогла больше делать домашнюю работу. Начала прогуливать школу, потому что мне было тревожно или просто грустно. Папа подвозил меня к школе, а я шла в городскую библиотеку – читать пьесы Шекспира, – рассказывает она. – Я никогда не получала таких плохих оценок, как в выпускном классе – в самый важный период, когда все напрягаются, чтобы аттестат был как можно лучше. Наверное, родителю будущего выпускника такая ситуация кажется довольно пугающей – твой ребенок практически взрослый, ты хочешь, чтобы он добился максимально хороших результатов. А у меня просто не было сил. Так работает депрессия“.
Из-за депрессии крайне ответственный человек может превратиться в ненадежного и на первый взгляд ленивого. Тогда никто не интересовался, что привело к тому, что человек вдруг изменился. „Говорили: „Соберись!“ Мало кто поймет, каково это, если сам с депрессией не сталкивался. Родителям часто сложно понять проблемы подростка. Казалось бы, какие у него могут быть заботы. Работать не нужно. Из обязанностей – только учеба. Если видимой причины нет, то родители часто не знают, на что обратить внимание, и не могут понять. Я из тех людей, кто замыкается в себе, поэтому обратиться за помощью мне было сложно“, – признает она.
Важно найти единомышленников
Если в подростковом возрасте казалось, что проблемы останутся позади, то лет в двадцать Сильвия столкнулась со страхами, которые никак не могла объяснить: „Однокурсница рассказала мне, что ходит к психологу. Я никак не могла понять, почему мне сложнее, чем другим, но оказалось, что у нее такие же проблемы. Я взяла с однокурсницы пример, пошла к психиатру и стала больше углубляться в эту тему“.
Серьезная проблема, которая беспокоила Сильвию, заключалась в привычке перекладывать свои эмоции на близких. „В какой-то момент я стала говорить об этом со своим врачом. Вместо того, чтобы выливать все на любимого человека, я научилась осознавать, что испытываю тревогу и мне плохо. За завтраком предупреждала, что что-то как будто не так. Вроде, все в порядке, но почему-то тревожно. То есть одним из рецептов стало формулирование эмоций, – говорит она. – Опорная структура не появляется сама по себе. Мне просто повезло, что моему партнеру не лень было меня терпеть и он вызвался это делать“.
В 2018 году Сильвия обратилась в Таллиннский центр душевного здоровья, чтобы узнать, может ли она стать равным консультантом. На тот момент она уже творила на тему душевного здоровья. „Я чувствовала, что хочу делиться опытом. Я присоединилась к группе молодых людей, испытавших тяжелую травму. С ними я поделилась своей историей о грусти и том, как я справлялась в темные моменты. Я получила от этих людей большую поддержку“. Сильвия рекомендует и другим людям, столкнувшимся с проблемами похожего характера, обращаться в опорные центры. Многие не хотят рассказывать о проблемах близким, опасаясь осуждения, а общение с посторонними людьми в специальной среде может помочь облегчить страхи.
Проблемами нужно заниматься
Не изменилось с годами для Сильвии то, что периодически приходится находить в себе силы для того, чтобы просто функционировать. По-прежнему бывают периоды, когда она изо дня в день обещает себе быть продуктивной завтра. И все же такие тяжелые периоды возникают все реже. В значительной степени благодарить за это следует появившуюся привычку осознавать проблему, анализировать ее и заниматься ей. „Я уже много лет назад призналась себе в том, что не могу игнорировать, что иногда мне бывает тяжело и плохо. Я не отрицаю свои проблемы и не занимаюсь самовнушением, будто их нет. Я стараюсь учиться и делать выводы, чтобы со следующими откатами мне было справляться проще“, – с надеждой говорит художница. Уже больше десяти лет Сильвия проходит когнитивную терапию, стараясь бывать у терапевта не реже раза в месяц.
Для себя она нашла несколько способов поддержания стрессоустойчивости. „Три раза в неделю я хожу на тренировки. Я считаю, что довольно хорошо питаюсь. Я слежу за тем, сколько сплю. Кто-то может с раздражением сказать: „Да пошла ты! Мне и без того плохо, а ты тут рассказываешь о том, как ты полезно питаешься и на спорт ходишь!“ Но я же не могу сказать, что эти вещи не важны для моего психического здоровья – они очень-очень важны“. Сильвия также открыла для себя дыхательную медитацию MBSR Джона Кабат-Зинна и методы заботы о себе, что помогло ей развить навыки сохранения спокойствия и поиска решений. Она не ограничилась применением метода на практике, а решила заняться им более углубленно – пройти тематические курсы и получить свидетельство преподавателя в Университете Брауна.
Окунувшись в повседневные дела, мы часто оказываемся в своем пузыре, через оболочку которого сложно заметить, что кому-то нужна помощь. „Я очень рада, что сейчас вижу двадцатилетних, которые активно занимаются своим психическим здоровьем и пытаются сформулировать, что они чувствуют. Не будешь с собой честен – выгорание не заставит себя ждать. У каждого из нас есть какие-то странности, какие-то способности и то, что нам не по силам“, – уверенно говорит она.
Сильвия рекомендует:
Также ознакомьтесь с видео американского стендап-комика Гэри Галмана о депрессии.