
“Подслушанный разговор с пожилой женщиной заставил меня задохнуться от жалости”.
История диспетчера такси, рассказанная журналисту Daily Mail, вполне могла бы произойти и у нас:
“Многие пенсионеры любят пользоваться местным такси. Мы хорошо их знаем и с удовольствием болтаем о том о сем, пишет Домашний Очаг.
В то утро диспетчер вспомнил, что в выходной у этой женщины 80-летний юбилей. “Ваша дочь устроит вам праздничный ужин?” — спросил он. Вздох, прозвучавший в телефоне, был красноречивее любых слов.
“Может быть, — сказала она. — Если у нее получится. У внуков чемпионат по плаванию. Они с мужем всегда очень заняты: оба работают, а у детей очень много кружков. Я редко с ними вижусь. Но у меня не хватит смелости требовать от них встречи”.
Очень печально было слышать, что эта чудесная женщина проведет свой день рождения в одиночестве, хотя дочь живет всего в нескольких километрах от нее. Но потом я услышала ее последние слова: “У меня не хватит смелости”.
Неужели она боится свою собственную дочь?
Мы снова и снова обсуждаем эпидемию одиночества в современном обществе. Каждый десятый человек старше 65 лет чувствует себя одиноким, еще больше не признаются, боясь показаться обузой, и страдают молча.
И далеко не все одинокие пожилые люди отрезаны от своих семей или не имеют живых родственников. У многих есть семьи, которые слишком заняты своими делами и не уделяют времени пожилым.
Я вспомнила эту историю, прочитав в газете душераздирающее письмо. Оно было коротким, но в полной мере выразило то, как отвратительно мы обращаемся с пожилыми близкими.
“Ты можешь быть дальней бабушкой, даже если твои внуки живут по соседству. Мои четверо внуков живут в 50 километрах от меня, но за этот год я видела всего двоих из них. В общей сложности — около трех часов”. И в конце настоящий крик души: “Мне хватило бы и телефонного звонка”.
Я обратилась к женщине, которая написала это письмо, чтобы больше узнать о ее истории. Но она не захотела ничего рассказывать журналисту, чтобы дети не посчитали ее обузой. И не перестали звонить вообще. Мне было невыносимо больно это слышать.
Я сама недавно стала бабушкой. Мне кажется, это одна из самых жестоких шуток нашей современности: семья, которая должна была стать опорой человеку в старости, только усугубляет его одиночество.
Страх быть обузой, расстроить близких или быть отвергнутым разрушает семейные отношения как вирус. В таких семьях время, проведенное вместе, используется как разменная монета.
Одна поездка на пикник в месяц в обмен на помощь в оплате обучения. Это ужасно.
Мне повезло, мой сын женился на польке. Она часто говорит мне, что отношение к пожилым людям в Англии угнетает ее.
Она решительно заявила, что все дети будут “учиться” присматривать за мной, когда я “постарею” (мне 76 лет, и меня до слез трогает, что она все еще считает меня молодой).
Она говорит, что я могу переехать к ним в любой момент. Мне очень сильно повезло.
Но это, к сожалению, большая редкость. Наши вечно занятые дети ставят родителей в самый низ списка приоритетов.
Слишком часто я вижу, как боевые пожилые люди становятся запуганными. Они не осмеливаются советовать или указывать, они боятся сказать что-нибудь не так. Они просто молчат.
“Ты как слон в посудной лавке, — объяснила мне одна 75-летняя бабушка. — Что бы ты ни предложила, все будет не так. Они живут по-другому. А у нас нет права слова”.
Я видела женщин, которые словно прошли специальные курсы по бессильной улыбке в ответ на то, как их внуки чавкают, вытирают носы руками и ломают мебель.
Эти женщины так благодарны за то, что их допустили к внукам, что у них “не хватает смелости” что-то говорить. Многих ли бабушек и дедушек (или родителей) вы знаете, которые могут просто заскочить к детям или внукам? Почти всем сначала нужно “договориться о встрече” (и часто это сложнее, чем записаться к врачу).
Если им посчастливится быть приглашенными на ужин или семейную встречу, дети и внуки по большей части игнорируют их, уткнувшись в свои телефоны.
Одна 60-летняя бабушка рассказала, как привезла внукам подарки на день рождения — и ей даже не предложили остаться на праздник. Чтобы узнать, понравились ли внукам подарки, ей пришлось позвонить позже.
Так было не всегда. В пятидесятые, когда я сама была ребенком, каждую неделю вся семья обязательно собиралась вместе. Мы устраивались возле печи в скромной бабушкиной кухне или садились на мягких стульях в гостиной. Я не всегда хотела идти на эти встречи, но все-таки шла и вела себя подобающим образом.
Мне не нравилось, что мама заставляет меня писать благодарственные письма тем родственникам, от которых я получила подарки, или подписывать поздравительные открытки всем дальним родственникам.
Я считала, что все эти открытки, звонки и тому подобное — всего лишь подмена реальных чувств. Но по крайней мере так мы можем показать кому-то, что он нам не безразличен. Так родственники не оказываются в изоляции от семейных дел.
В нашей семьи не принято было отправлять близких в дом престарелых или приют. Сколько я себя помню, за пожилыми и безнадежными больными всегда ухаживали дома.
Они были частью нашей семьи и имели право на любовь и заботу, а их присутствие только украшало и обогащало нашу жизнь.
Мою овдовевшую бабушку по отцу принимали в моей семье и семье ее второго сына. Она не боялась высказывать свою точку зрения, и я знаю, что с некоторыми невестками у нее бывали сложные периоды.
Но не иметь смелости говорить? Бояться остаться в одиночестве? Немыслимо. Несмотря на сложный характер, она могла участвовать во всех делах семьи.
Что касается чувства ненужности… В мое время, когда пожилые родственники жили дома, они делили с остальными все, что было еще в их силах, и оставались важной частью семьи.
Недавно одна подруга призналась мне: ей кажется, что ее дети обращались бы с ней лучше, если бы нуждались в ее помощи. Она очень редко видится с ними и не видит возможности быть полезной, ведь у них есть няни и домработницы.
Я считаю, что семьи должны планировать встречи, на которых все члены семьи смогут поговорить — действительно поговорить. Не избегать друг друга, не ограничиваться быстрым “привет-как дела”.
Дети и внуки должны понять, что одиночество убивает, что оно обедняет и разрушает общество так же сильно, как экономический кризис или нездоровый образ жизни.
Пренебрегая своими пожилыми родственниками, вы не просто ведете себя эгоистично — вы ставите под угрозу их жизнь.
И мы, бабушки и дедушки, тоже должны играть роль в этом. Мы должны перестать быть такими смиренными и защитить свое право на участие в жизни семьи.
Мы должны перестать думать, что мы не заслуживаем этого, что мы должны просто принять такое отношение и сидеть в своих больших пустых домах.
Мы имеем право озвучивать свои потребности и не бояться отказа или отвержения. Мы имеем право рассказать о своем одиночестве и о том, чего мы так сильно боимся. Своим детям я говорю о том, чего жду от них.
Они звонят мне не реже раза в неделю, и каждый день мы переписываемся.
Я научилась говорить им, что я чего-либо хочу. Это было непросто. Как-то я совершила ошибку и зачитала им Закон о мятежах, когда звонки прекратились, после чего меня некоторое время бойкотировали. Но сказать о своих чувствах всегда лучше, чем молча страдать.
Чтобы покончить с одиночеством, мы должны перестать бояться своих детей и научиться требовать. Ведь, как говорится в рекламе, мы этого достойны…
Чтобы читать материалы Delfi было комфортнее, вы можете приобрести комплексный пакет или пакет без рекламы.
Заклинаем Вас, не оставляйте чеки на кассах магазинов
Установлен основной источник распространения коронавируса
Ученые поняли, как COVID-19 попадает в организм
Комаровский назвал места стопроцентного заражения коронавирусом