Кабинет руководителя Таллиннского общества участников Второй мировой войны Нины Павловой в Центре русской культуры похож на красный уголок советской школы. На стенах — черно-белые портреты ветеранов, еще моложавых мужчин, с медалями на строгих костюмах. Даты рождения, смерти. Обязательно — указание национальности: русский, эстонец.

Nina Ivanovna Pavlova (JANA, 2019)

Рядом фото более новые, уже цветные. Вот Герой Советского Союза Арнольд Мери запечатлен со школьниками. Двоюродного брата президента Эстонии Леннарта Мери не стало 10 лет назад, значит, и этим школьникам со снимков уже как минимум под 30. В углу кабинета — миниатюрная копия знаменитой скульптуры “Родина-мать”. Ее сестра-близнец защищает своим 33-метровым мечом российский Волгоград. Столы и шкафы выглядят ровесниками Олимпиады-80. И только компьютер с жидкокристаллическим монитором резко контрастирует с окружающей обстановкой.

“Новая техника у нас есть, — кивает Нина Ивановна. — А вот чего не хватает, так это внимания со стороны государства”.

На столе у Нины Павловой лежат две папки — желтая и черная. В желтую вписаны дни рождения эстонских ветеранов. Каждому из них уже за 90. Каждому нужно позвонить и непременно поздравить. В черную папку вносятся имена тех, кто уже ушел из жизни. Желтая папка с каждой неделей худеет. Черная становится все толще.

Nina Ivanovna Pavlova (JANA, 2019)

“К тем, кому исполняется 95 лет, мы раньше ездили на дом и поздравляли, — вспоминает Нина Ивановна. — А в этом году не поехали. Мы и сами стареем, не можем на пятый этаж забраться. Многие живут в домах без лифта. Это во-первых. А во-вторых, именинники тоже уже не хотят, чтобы их навещали. Начинают волноваться, поднимается давление. Поэтому и журналистов избегают. Кто-то стесняется своего быта, кто-то считает, что нам надо обязательно стол накрыть. Привозили цветы, конфеты, шампанское. Ну, а если исполняется 100 лет, то с послом едем поздравлять”.

“С послом” — это с Чрезвычайным и Полномочным послом России в Эстонии Александром Петровым. Почему российский дипломат осуществляет те функции, которые могли бы взять на себя представители Эстонского государства или городских администраций — вопрос с весьма очевидным ответом.

“Шампанским снабжает спонсор”, — признается Нина Павлова. Но кто именно, упорно не говорит. Партнеры общества не хотят афишировать свою помощь. И это еще один вопрос. “А иначе как нам? У нас никаких бюджетных средств нет, — разводит руками руководитель общества ветеранов. — Есть только частные пожертвования”.

Участники войны получают от Эстонии прибавку 10% к пенсии вне зависимости от стороны, на которой они сражались. Это 40 евро, если пенсия составляет 400. Для многих очень и очень пожилых людей эта прибавка сродни капле в море. Поэтому в июле 2016 года был зарегистрирован благотворительный фонд имени Владимира Метелицы, предыдущего председателя общества ветеранов. Сам Владимир Исаевич ушел из жизни за месяц до этого события. Чуть больше года назад нынешний мэр Таллинна, а в ту пору председатель горсобрания, Михаил Кылварт, привлек к делу помощи ветеранам фонд “Благовест” Людмилы Ганс.

Есть и общественная инициатива Татьяны Лавровой. Героиня мартовского номера журнала JANA с помощью благотворительной акции “Поможем ветеранам” собрала в копилку общества более 70 тысяч евро. Выглядит внушительно, но, если разделить эту сумму на те 10 лет, которые проводится акция, все равно получается далеко не баснословно. Но ветераны рады и этому.

“Таня Лаврова — удивительная женщина, — улыбается Нина Павлова. — Такая хрупкая, а сколько в ней энергии. Я всегда говорю: раз есть такие помощники, мы не пропадем”.

На деньги, собранные на сайте “Поможем ветеранам”, были закуплены слуховые аппараты для всех нуждающихся. А потом средства стали пускать на материальную помощь, на покупку лекарств. Но и у ветеранов есть своя иерархия — кого обеспечить всем необходимым в первую очередь.

“Есть ветераны, которые получают пенсию из Москвы”, — рассказывает Павлова. А возражение — мол, российская пенсия ничем не больше эстонской — парирует: “Это старшие офицеры в отставке, служившие в Советской армии. Кроме того, многие из них заработали и эстонскую пенсию, проработав здесь больше 20 лет. Этим людям материальную помощь мы не оказываем”.

Nina Ivanovna Pavlova (JANA, 2019)

В дальнем углу кабинета замечаю несколько пар сложенных у стены ходунков. “Это мы получили от министерства здравоохранения Санкт-Петербурга, — опережает мой вопрос Нина Ивановна. — До этого нам оттуда поставляли коляски. Ими ветераны пользуются до сих пор. Часть мы даже в Латвию отправили”.

Пока одно государство лавирует между вопросами советской оккупации и осуждения действий Красной Армии с одной стороны и осуждения действий нацистов с другой, его место в жизни ветеранов с удовольствием занимает восточный сосед, у которого отношение к итогам Второй мировой вполне однозначное. Ее там даже называют Великая Отечественная, чтобы избежать любых негативных трактовок.

“Кто-то считает, что те, кто воевал против Гитлера, были оккупанты, — вздыхает Нина Ивановна. — А мы считаем, что эстонцы воевали в обеих армиях. И всем нам надо жить в одной стране. И жить достойно”.

Вторая мировая война завершилась 74 года назад. Даже тем, кому на момент окончания боевых действий едва исполнилось 18, теперь 92. Как это глупо — продолжать войну с ветхими стариками, которые часто не могут встать без посторонней помощи с кровати. Ветеранов в возрасте 95 и старше осталось 52 человека. А столетних сейчас — всего трое на всю Эстонию. Поправка. Не сейчас. Было на момент выхода номера в печать.

КАК ПОМОЧЬ ВЕТЕРАНАМ

Сайт “Поможем ветеранам”
www.veteraan.ee
Банковские реквизиты
Номер счета: EE192200221026787908, Swedbank
Получатель: II-MSOTÜ
Пояснение: annetus/pozhertvovanije

Данные для налоговой декларации
Регистрационный номер организации: 80215097, MTÜ Tallinna teise maailmasõja osalejate ühendus.

При оплате указывайте, пожалуйста, Ваш личный номер (isikukood).

Поделиться
Комментарии