“Она всегда была активной и заботливой матерью и бабушкой мне, моей сестре и всем внукам. Требовательной, но гуманной. Как единственный мальчик в семье, я вырос с пониманием того, что женщин нужно беречь, защищать и уважать”, — говорит с улыбкой Томи (43).

Лидия (72) — известный основатель и главный дирижер Таллиннского хора мальчиков. Также в течение 40 лет она была учителем музыки в 21-й школе Таллинна, плюс — с 1987 года она руководит хорами на празднике песни, и является одной из дирижеров праздника песни с самым большим стажем. Вместе с мужем Тынисом (73) они вырастили сына Томи и дочь Теве (47).

Кроме того она помогает заботиться о своих внуках — дочерях сына Томи Руби (3) и Агате Веге (18), и дочерях Теве — Терке (19) и Ре (17). “В детях столько радости, и их никогда не бывает много”, — многозначительно обращается Лидия к старшим внучкам. Старшая Терке смеется: до рождения детей еще нужно получить степень магистра.

Работающая бабушка

Лидия — не традиционная бабушка, к которой внуки едут на природу и блины. Скорее, она является их образцом для подражания и подругой, что подтверждают все три старших внучки.

В чем они обычно спрашивают совета у бабушки? “В музыке!“ — почти одновременно отвечают все трое. Агата Вега говорит, что бабушку очень интересно спрашивать о разных культурах, потому что она много путешествовала по работе. “Мы также говорим о событиях в мире, политике и обо многом другом”, — говорит Терке.

Девочки встречаются с бабушкой и дедушкой раз в месяц и по-прежнему ждут этих встреч с нетерпением. Когда Тынис предлагает девочкам поесть, раздаются аплодисменты. “Макароны!” — единогласно требуют внучки, потому что паста от Тяту, как ласково зовут Тыниса в семье, стала легендарной. “Как видите, Тынис наш шеф-повар”, — улыбается Лидия. Такое разделение задач подходит всем, потому что Лидия — работающая бабушка, а Тынис — “домашний” дедушка, который любит готовить и возиться на кухне.

“Как вы поддерживаете связь с бабушкой и дедушкой между встречами? Звоните им?” — спрашиваю девочек. “Обычно мы обмениваемся сообщениями. Бабушка и Тяту идут в ногу со временем”, — говорит Терке.

Какой бабушкой считает себя Лидия? “Я действительно современная”, — говорит она. “Я чувствую, что одеваюсь достаточно смело и актуально. Иногда я тренируюсь. Я в курсе жизни в Эстонии, в том числе политической. Я работаю в школе, по-другому здесь нельзя”. Глядя на своих внучек, она задумчиво добавляет: “Как бабушка я хочу, чтобы они преуспевали в жизни и добивались того, чего хотят. Но я, как многие другие бебушки, не паникую, когда они делают что-то новое и необычное”.

Работа учителем сохраняет молодость

Проявляется ли учительский характер Лидии в общении с внуками? Вопрос заставляет Лидию задуматься. “Я так не думаю”, — отвечает она. “Я не совсем обычный учитель. По некоторым людям видно, что они прирожденные педагоги, но я не думаю, что это мой случай. При этом я чувствую себя окруженной какой-то аурой, которая привлекает детей, даже незнакомых. Я быстро нахожу с ними общий язык”.

Терке, которая девять лет училась в классе с углубленным изучением музыки в 21-й школе, где преподает Лидия, также подтверждает, что ее бабушка необычная учительница. Ей важно, чтобы у детей развивался широкий кругозор и интерес к миру.

“Однажды ребенок спросил на уроке, почему мы сегодня не говорим о музыке. Тогда я ответила: знаете, обучение музыке не означает, что я просто должна говорить о нотах. Мы прежде всего растим человека! Не каждый должен стать музыкантом”, — говорит Лидия. Ей очень нравится преподавать, потому что работа с молодежью придает ей энергии. Приходя по вечерам домой, она ощущает усталость, но днем, работая с детьми, не чувствует этой нагрузки.

Многие бывшие ученики и родители до сих пор время от времени пишут Лидии. “Это всегда очень позитивные письма. Мы недавно сделали ремонт, я нашла их и снова перечитываю”, — говорит Лидия, среди бывших учеников которой есть музыканты, актеры, спортсмены, бизнесмены.

Лидия не отрицает, что быть учителем иногда очень сложно. “Работая учителем долгое время, я чувствую, что дети сильно изменились. Вероятно, это связано с тем временем, когда социализм в одночасье превратился в капитализм. Дети — это домашние зеркала, которые часто трескаются и требуют ремонта”, — размышляет она и добавляет: “К сожалению, оплата труда учителей в Эстонии оставляет желать лучшего, поэтому в школу приходит мало молодых учителей”.

На карантине с неугомонной малышкой

Лидия всегда очень много заботилась о своих внуках. Агата Вега вспоминает: “Я помню как-то на Рождество мы втроем с Терке и Ре спали на диване у бабушки с дедушкой. Мы всю ночь ждали гномиков и то и дело ходили проверять наши тапочки. Дедушка с бабушкой спокойно спали, тапочки были пустые, но когда мы еще раз пошли посмотреть, подарки были на месте! Мы сразу побежали к бабушке и дедушке, но они еще крепко спали. Как такое было возможно?!”

Весенний кризис бабушка с дедушкой провели вместе с самой младшей внучкой, Руби. Лидия и Тынис жили с сыном и его семьей в 40 километрах от Таллинна, в доме посреди леса. “Томи считал, что мы такие старые, что не должны оставаться в городе”, — смеется Лидия. “У них просторный дом, и я смогла там хорошо поработать”.

“Руби — очень умный ребенок, — рассказывает Лидия о своей младшей внучке. — Ону уже читает простые слова на эстонском языке и произносит несколько слов по-французски, потому что ходит в детский сад с французским языком. Однако Руби требует большого внимания. Если мои старшие внуки играли одни, когда были маленьким, то Руби другая. Когда она приезжает к нам, я больше ничего не могу делать — Руби всегда хочет, чтобы я читала ей книги, смотрела, как он собирает пазлы, и играл с ней. Она очень активна”, — говорит Лидия.

Нескольким поколениям бывает непросто ужиться под одной крышей. Как Лидии и Тынису удалось наладить такие хорошие отношения с детьми? Лидия отвечает: “Детей нельзя растить, постоянно указывая им, что и как делать. Мы с Тынисом всегда старались быть примером. Например, мы никогда ругались при них дома”.

Вся жизнь семьи Рахула связана с музыкой. Тынис и Лидия познакомились более 50 лет назад благодаря музыке — на выпускном в школе Тынис играл на барабане в ансамбле, а Лидия танцевала. Однако в то время как для Лидии музыка стала делом жизни, Тынис всю свою жизнь проработал в сфере проектирования и строительства. Они, как позже и их сын Томи и его жена Анни, поженились в Яанов день, их браку уже 53 года.

Если упал, главное встать

И Терке, и Ре, и Агата Вега довольно серьезно занимались музыкой. В начальных классах летом они даже в шутку выступали на улице Рюйтли в Пярну, зарабатывая деньги на карманные расходы. Однако на данный момент ни одна из них не решила связать с музыкой свою дальнейшую жизнь. Старшая внучка Терке только начала изучать архитектуру в TalTech, следуя по стопам дедушки, Ре мечтает стать врачом, Агата Вега будет оканчивать французский лицей, но пока не уверена в своих планах на будущее.
Огорчает ли Лидию, что девочки не выбрали музыкальную стезю? “Нет, совсем нет. Я хочу, чтобы они были счастливы, делая то, что кажется им правильным и лучшим для них. Я знаю, что занятия музыкой требуют большого интереса и полной отдачи”. Она добавляет, что ее девиз в воспитании — чтобы дети стали лучшей версией самих себя. Как этого добиться? “Теперь они должны сами понять это”, — улыбается Лидия, мудро добавляя: “В жизни важно не то, что ты никогда не падаешь, а то, что ты всегда встаешь”.
Думает ли Лидия о пенсии? “Но куда я дену всю эту энергию?“ — смеется она. “Я сосредоточена на том, что и как я делаю, а не на том, сколько мне лет”. Планов оставаться дома у нее пока нет.

Полностью статью на эстонском можно прочитать на сайте журнала Pere ja kodu

Поделиться
Комментарии