Чтобы разобраться в этой теме, редакция обратилась к книге одного из самых известных и уважаемых психологов в России Юлии Борисовны Гиппенрейтер “О воспитании ребенка: беседы и ответы на вопросы”, недавно опубликованной издательством “АСТ”. В ней собраны ответы на самые актуальные и острые вопросы родителей об учебе, увлечениях детей, взаимоотношениях ребенка с семьей.

С разрешения издательства сайт Letitdor публикует отрывок из десятой главы книги, который посвящен взаимодействию детей с компьютером и социальными сетями.

Вопрос: 11-летний ребенок очень много времени проводит за компьютером и в социальных сетях. Что делать?

Ответ Юлии Борисовны: Это глобальный вопрос цивилизации. Что делать с тем, что хлеб стали печь не в русской печке, а покупать в магазине? Что делать с тем, что дети теперь бегают в магазин вместо того, чтобы трудиться в поле? Идет очень сильная перестройка всей жизни и средств общения.

У меня нет прямого ответа на ваш вопрос, поэтому будем размышлять вместе.

Что ты хочешь как родитель от своего ребенка? Каких ты придерживаешься для него стандартов жизни — теперешней и будущей? Наверное, ты хочешь, чтобы он общался с живыми людьми, вел активную социальную жизнь.

Опасность, которую сейчас подсовывает нам технический прогресс, состоит в том, что ребенок погружается в жизнь виртуальную, искусственную. Родителю надо определить свою базисную установку для ребенка: допустимую долю ухода в виртуальный мир.

Компьютерные игры — это полностью искусственная жизнь. Общение через социальные сети может эмоционально затягивать, однако такое общение сильно ограничено. Оно лишено таких важных составляющих, как зрительный контакт, интонации голоса, чисто физические прикосновения, жесты.

Все эти включения создают особое поле, атмосферу реального общения, их нельзя заменить только текстами. “Электронная” коммуникация менее естественна, можно сказать, она — вырожденная форма общения.

Родители, учитывая свое видение настоящего и будущего ребенка, должны просто своей волей вводить ограничения на гаджеты, и чем раньше, тем лучше. Мы знаем, что шоколад — это вкусно, хорошо и вполне допустимо, но одним шоколадом кормить ребенка никто не будет, как бы тот в данный момент этого ни хотел.

Надо стараться использовать компьютер максимально конструктивно, например, не застревать на мультиках и играх, а знакомить ребенка с образовательным потенциалом Всемирной сети.

Возможности же эти огромны! Ребенку, например, будет интересно узнать перевод или толкование каких-то слов, посмотреть образовательные фильмы, обучающие программы — все это очень важно.

Известный врач, педагог и создатель собственной системы воспитания Мария Монтессори говорила, что на родителе и учителе лежит важнейшая обязанность — обогащать среду. Обогащенная среда — это игрушки, книги, сказки, мифы, в конце концов, ресурсные люди, от которых можно многое узнать и почерпнуть.

Можно через компьютер получить больший объем разных ресурсов. Но одновременно нужно увеличивать время общения и жизни в натуральном виде, с живыми людьми.

Нас цивилизация тянет в один экстрим, значит, надо усиливать другой! Я много думаю о том, в чем будущее психологии. В свое время бихевиористы (это такое течение в психологии) сказали: “Идем в жизнь и будем заниматься поведением человека”.

Сто лет спустя появляются вопросы про “компьютерное” общение. Их ставят не только родители, но общество, культура, сама цивилизация. Людям нужны контакты друг с другом. Однако стало понятно, что те формы, которые сейчас создались, явно недостаточны, они не отвечают важнейшей потребности в общении. Теперь психологам приходится говорить о контактах искусственных и реальных, компьютерных и человеческих.

Важно помнить, что общение в Сети — только урезанная форма контактов, и она не самая главная!

Вопрос: Как доказать ребенку, что реальная жизнь гораздо интереснее виртуальной, планшетной?

Ответ Юлии Борисовны: Прежде чем лишать ребенка интерактивных игр, стоит спросить его, что ему в них нравится. Состязательность? Отлично. Соглашайтесь. Просто слушайте и как бы исподволь делайте небольшие экскурсы в реальность. Вот у тебя тут виртуальная армия, а где полководец? А как полководец поступил бы в реальной жизни, что ты думаешь? А знаешь ли каких-нибудь блестящих полководцев и их стратегические ходы, победы?

Дети, повзрослев, жалуются, что они тупеют от этих игр. Тут важно обсуждать, задавать наводящие вопросы, вовлекать, но ни в коем случае не давить. Поменьше воспитательного напора.

Действуйте мягче: “Ты играл пять часов. Что чувствуешь?” — “Ой, — отвечает ребенок, — как-то отупел” (реальный ответ подростка). Вот! “А в наше время, — говорите вы, — таких ловушек, как эти игры, не было: после футбола язык на плечо — и за книжку!”

Здесь, правда, тоже хорошо бы не переусердствовать. И не говорите ему: вот это занятие лучше, чем… важнее, чем…

Как только ребенок слышит поучения или критику в адрес того, чем он сейчас увлечен, он замыкается и перестает вас слушать. Появляется “психологическая глухота”.


Вопрос: Дети проводят больше времени за компьютером, чем в общении со сверстниками, и, проводя время в виртуальной реальности, лишаются чего-то другого в жизни. Как это исправить?

Ответ Юлии Борисовны: Начать жить в виртуальном пространстве — опасность, перед которой стоит все человечество.

Дети иногда погружаются в него больше, чем в реальную жизнь. И там, в виртуальном мире, они преодолевают препятствия не ногами и руками, а при помощи бегающих на экране фигурок, в общении не с живыми людьми, а с теми, кто скрывается под “никами”.

Это опасно, но я думаю, что родители находят способ этого избежать: ограничивают пребывание в виртуальной реальности. Вам же приходится ребенка ограничивать, чтобы он не ел весь день одни конфеты или не пропадал по десять часов на улице, играя в футбол. Здесь речь идет о режиме и дисциплине. Если есть такая проблема, то нужно принимать меры, но не крутые меры.

Ограничивать — это значит не просто запрещать, а чем-то заменять. Поддержать его дружбу с другими ребятами, занять его чем-то интересным.

Вы никуда не денетесь от планшетов и компьютеров: это среда, в которой дети растут.

Какое влияние оказывает наличие планшета или то, что ребенок с ним делает? Наверное, надо посмотреть, что он с ним делает, и включиться в этот процесс. Лучше всего вы можете помочь ребенку в развитии, если будете делать что-то вместе с ним. Вы будете брать на себя больше, а потом постепенно делегировать ему то, что он может выполнять сам. В итоге он начнет все делать самостоятельно. По этому закону развивается все: способности, навыки, вкусы…

Сейчас получается так, что некоторые родители, бабушки и дедушки не владеют современными технологиями. Компьютерная игра конкурирует с культурным запасом и навыками родителя, и родитель проигрывает.

Ну, так не проигрывайте! Развивайтесь.

Не компьютер виноват. Компьютер не обладает эмоциями — он вызывает эмоции у ребенка. Но вы тоже можете вызывать эмоции у ребенка. Погружайте его в хорошую классическую музыку, театр, живопись.

Здесь, правда, можно и переусердствовать. Моя дочка, когда у нее родился ребенок и ему был месяц, брала художественный альбом и раскрывала его перед лицом младенца. “Ты что делаешь?” — спрашиваю. — “Вкус у него развиваю”. А в этом возрасте глаза у младенца еще даже не конвергируют, то есть оси двух глаз еще не сходятся. Правда, музыку, наверное, он может услышать, слух уже работает.

Композитор Сергей Прокофьев в своей автобиографии пишет, что буквально “родился в музыку”, потому что, когда мама его ждала, она много играла на пианино. А когда он родился и лежал в люльке, то мама играла на инструменте в соседней комнате.

Если ребенок живет в культурной среде, то среда его воспитывает и развивает. Впитывание культуры происходит через людей в живом доброжелательном общении с ними.

Источник: сайт Letitdor

Поделиться
Комментарии