Колумнист Дней.Ру Александр Хаминский, руководитель НДЦ клинической психиатрии и председатель Московского общества психиатров утверждает: маньяками не становятся. Ими рождаются и лишь затем “заботливо” воспитываются.

По мнению эксперта, “любой” человек не может стать маньяком — для этого должны быть некоторые базовые предпосылки. Но, как утверждает Хаминский, внимательные и заботливые родители могут сделать многое для того, чтобы их ребенок ни маньяком, ни социально опасным психопатом не стал.

Вообще в международной классификации болезней нет такого диагноза — “маньяк”. Конечно, если мы не берем случай какого-либо психопата, о котором известно уже всем, и очевидно, что речь идет о патологическом расстройстве личности. Примечательно, что в подавляющем большинстве случаев ближнее окружение (семья, коллеги или соседи) его никогда ни в чем “таком” не заподозрит. Часто маньяк — это прекрасный семьянин, заботливый отец, дружелюбный и приятный в общении человек.

Особенность маньяка в том, что он отлично социализирован, нормально функционирует в обществе, работает, поддерживает контакты со “своими”, а патологические потребности реализует на “чужих”. И когда его ловят, “ближнее окружение” обычно падает в обморок, рвет на себе волосы и, бия себя в грудь, утверждает, что “этот парень просто не мог совершить ничего подобного”.

Врачи-психиатры, которые занимались криминалистикой и анализом личности маньяков, — в частности, профессор Бухановский, изучавший Чикатило, — описывают некоторые особенности, характерные для опасных личностей.

Органическая предрасположенность

Маньяки рождаются уже с определенным образом поврежденным мозгом. Часто это не сами по себе эндогенные заболевания, при которых имеют место шизофрения, психозы и неврозы, а, например, последствия родовой травмы. Нездоровый образ жизни родителей (как до беременности, так и во время нее) также нельзя сбрасывать со счетов. Выльются ли эти повреждения в детстве в какую-то патологию или нет, тут уж как природе заблагорассудится. Отклонения могут проявляться в раннем возрасте, а могут быть скрыты до достижения человеком зрелости.

Травма

Возможен вариант, когда изначально человек не имел органической предрасположенности, но она появилась вследствие неких травмирующих факторов. И на фоне травмы начинает развиваться личностное расстройство, иногда выходящее за грань нормы и переходящее в психиатрию.

Поведенческие особенности в детстве

Такие дети склонны к патологическим формам жестокости, которые обязательно дают о себе знать. Они либо грубо играют с животными, переходя за грань разумного и испытывая при этом наслаждение. Либо проявляют жестокость в общении с другими детьми.

Но так или иначе без базового психического отклонения человек маньяком не становится.

Что могут сделать родители, чтобы предотвратить механизм разворачивания патологической личности? Прежде всего ни в коем случае нельзя игнорировать любые проявления немотивированной жестокости и садистских наклонностей у ребенка по отношению к более слабому.

Речь не о компьютерных “стрелялках”, которые якобы вместо родителей что-то закладывают в детские неокрепшие умы. Агрессия может быть вариантом нормы или игры — вопрос в том, в каких формах она проявляется. И если дает о себе знать удовольствие от причинения боли или горя, уже одно это — однозначный повод обратиться к хорошему врачу-психиатру, который проведет обследование ребенка и при необходимости будет его наблюдать.

“Ни в коем случае нельзя ждать, что “все пройдет само”, не успокаивайте себя тем, что “все дети жестоки”, не вспоминайте, как ваши друзья детства (или вы сами) развлекались надуванием лягушек через соломинку, а потом выросли приличными людьми”, — предостерегает А. Хаминский.

Описан уникальный случай, когда маньяка диагностировали за 12 лет (!) до того, как он им реально стал. Мать пришла в ужас, когда застала 9-летнего сына за убийством животных: он наслаждался их предсмертной агонией. Она привела ребенка к психиатру. С мальчиком работали, он сам осознавал свои злодейские наклонности, говорил, что “боится стать вторым Чикатило”, и очень старался быть “хорошим”. В какой-то момент ситуация выровнялась, с годами у пациента появились друзья, девушка. И уже во взрослом возрасте он счел, что дальнейшее лечение продолжать не требуется. Увы, через полтора года после отмены терапии он начал убивать людей.

Также должно насторожить, если ваш ребенок — тихоня, крайне замкнут, сидит целыми днями в своей комнате в том возрасте, когда ему сам бог велел интересоваться сверстниками. То же самое — если само детское сообщество отторгает его: это также выход за пределы нормы и повод для беспокойства и проработки вопроса.

Как показывает практика, маньяки обычно вырастают в социально неблагополучном окружении. Это не обязательно семья асоциальных алкоголиков или неполная семья, хотя такие варианты встречаются довольно часто. Непременно должен быть фактор патологической коммуникации в детстве: гипер– или гипоопека. Вседозволенность столь же вредна детям, как и недоласканность, а ребенка “с особенностями” и то и другое может привести к фатальным последствиям. Формула “вижу-хочу-беру“ — безобидна на первый взгляд, но только если дело касается яблок или игрушечных машинок, а не, скажем, блондинок с ярким макияжем.

Возникновение патологических черт личности может быть спровоцировано отцом, который демонстрирует в семье деспотичный характер, подвергая домочадцев разного рода унижениям. Триггером при соответствующих предпосылках может стать и жестокое обращение с ребенком. Не разовое справедливое и адекватное наказание за определенный проступок, а регулярный моральный и физический прессинг, требование беспрекословного подчинения воле взрослых.

Все известные маньяки были несчастными детьми и объектами физического и морального насилия. Отношения с матерью, отношения с отцом — все это вариативно, но, кроме случаев открытого поражения органики, не бывает такого, чтобы маньяк вырос в хорошей, дружной и любящей семье. Когда же семья благополучна и внимательна, она буквально с детского сада улавливает “вредоносные” проявления и обращает на ребенка внимание специалистов. Если ребенок важен родителям, если они его любят, то прилагают определенные усилия для того, чтобы разобраться со всеми тревожными симптомами. И маньяк — даже при наличии предрасположенности — “не получается”: все странности компенсируются конструктивно и не уходят в откровенную патологию.

Если вы обращаете внимание на нестандартное поведение ребенка, вовремя обследуйте его у невролога — хотя бы на плановых осмотрах, как это положено по календарю диспансеризации. Настораживающие факторы невозможно не заметить. Не закрывайте глаза — слишком велик риск того, что без помощи врача вся психиатрическая симптоматика бурно дебютирует в подростковом возрасте. Если врач, которому вы доверяете, считает необходимым провести определеннуюмедикаментозную терапию, не отказывайтесь. В этом случае удастся компенсировать неблагоприятное развитие психиатрической картины.

Но самое главное — будьте внимательны к своему ребенку и любите его!

Поделиться
Комментарии