Результаты исследования группы специалистов из Кембриджского университета (Великобритания) и Колледжа медицины Альберта Эйнштейна (США), опубликованы в журнале eLife.

Как пояснила ведущий автор исследования Клеманс Блуэ (Clémence Blouet), речь идет о так называемом “эффекте плато”, с которым сталкиваются многие люди, решившие похудеть, сев на низкокалорийную диету, — несмотря на уменьшение количества калорий, поступающих с пищей, вес в какой-то момент перестает снижаться и остается на прежнем уровне, пишет health.mail.ru.

“Дело в том, что в этом случае организм работает как термостат, привязывая расход энергии к количеству калорий, поступивших с пищей. Когда мы едим меньше, организм компенсирует эту ситуацию, начиная сжигать меньше калорий, что и затрудняет процесс избавления от лишних килограммов, — объяснила Блуэ принцип работы этого адаптационного механизма. — Мы знали, что работу такого “калорийного термостата” должен регулировать головной мозг, но как именно ему удается осуществлять такую тонкую подстройку расхода калорий к объему пищи, до сих пор оставалось загадкой”.

Блуэ и ее коллеги полагают, что в экспериментах на мышах им удалось раскрыть эту тайну. Ученые обратили внимание на группу нейронов гипоталамуса, получивших название AGRP-нейроны. Ранее было известно, что эти нейроны играют ключевую роль в регуляции аппетита — когда они активизируются, мы хотим есть. Их полное “выключение” приводит к анорексии. В ходе экспериментов исследователи с помощью генетических манипуляций “включали” и “выключали” AGRP-нейроны у мышей, замеряя при этом расход энергии у животных в ситуации нормального и низкокалорийного питания.

В результате было установлено, что именно AGRP-нейроны являются тем сенсором, благодаря которому работает “калорийный термостат”. Будучи активированными, эти нейроны заставляют нас испытывать голод, но в условиях нехватки или отсутствия пищи они переводят организм в режим экономии энергии, ограничивая объем сжигаемых калорий и останавливая потерю веса. Как только калорийность питания нормализуется, энергосберегающее действие AGRP-нейронов прерывается и расход энергии возвращается к прежнему уровню. Чувствительность AGRP-нейронов к уровню калорийности пищи обеспечивается целым каскадом сигналов между нервными клетками.

“Этот механизм сформировался в ходе эволюции, чтобы помочь нам пережить голодные времена, но теперь он работает против тех, кто хочет похудеть”, — отметила Блуэ.