Статья Катерины Джонсон (Katerina Johnson), сотрудницы отделения экспериментальной психологии Оксфордского университета (Великобритания) опубликована в журнале Human Microbiome Journal.

Джонсон занимается изучением связей между сообществом микроорганизмов, обитающих в пищеварительном тракте (микробиомом), и головным мозгом, исследуя, как состав и разнообразие микробиома влияет на поведение и личностные качества.

Как установила Джонсон, микробиом имеет непосредственное отношение к социальному поведению человека.
Так, та же совокупность кишечных бактерий, которая, как показали предыдущие исследования, характерна для микробиома при аутизме (состоянии, сопровождающемся нарушенным социальным поведением), определяет степень общительности и у людей без аутизма. “Это заставляет предположить, что кишечный микробиом может влиять не только на экстремальные поведенческие черты, которые наблюдаются при аутизме, но и просто на вариации в социальном поведении у широкой публики”, - пояснила Джонсон.

Принято считать, что чем разнообразнее микробиом, тем лучше состояние здоровья и кишечника, и организма в целом. А у людей с нестабильной психикой, находящихся в стрессе и страдающих от повышенной тревожности, разнообразие бактерий в кишечнике снижено. Такая же картина, кстати, отмечается и у тех взрослых, которые в младенчестве находились на искусственном вскармливании.

В то же время высокий уровень разнообразия кишечных бактерий отмечается у тех, кто много путешествует в разные страны мира, а также у тех, кто любит разнообразно питаться и ест много натуральных пробиотиков (ферментированные сыры, йогурты, квашенную капусту) и пребиотиков (бананы, спаржу, лук-порей, бобовые, цельнозерновые).

“Современный образ жизни способствует тому, чтобы баланс микроорганизмов у нас в кишечнике был нарушен. Наша жизнь полна стресса, у нас мало социальных связей, мы мало времени проводит на природе, в нашем рационе мало клетчатки, мы живем в слишком стерильной окружающей среде и принимаем антибиотики. Все эти факторы влияют на кишечный микробиом, а значит пока неизвестным образом могут определять наше поведение и психологическое благосостояние”, — отметила Джонсон.