Статья исследователей из Больницы Святого Михаила (Торонто, Канада) опубликована в журнале Nature Communications.

Речь идет о аллоиммуной тромбоцитопении плода и новорожденного (FNAIT), когда материнская иммунная система воспринимает тромбоциты крови плода как чужеродные клетки, и вырабатывает специфические антитела к ним. Считается, что FNAIT встречается примерно у одного из каждой тысячи новорожденных, но эти статистические данные не включают в себя тяжелые случаи, когда из-за антигенной несовместимости произошел выкидыш, пишет health.mail.ru.

Проводя опыты на лабораторных мышах, исследователи пришли к выводу: причина замедления развития плода и выкидышей при FNAIT связана с тем, что аномальная иммунная реакция материнского организма также активизирует натуральных (естественных) киллеров (NK-клетки) — класс лимфоцитов, главная задача которых — уничтожать злокачественные клетки или клетки, зараженные вирусами. Однако при FNAIT NK-клетки начинают атаковать клетки плода, в которых есть чужеродные отцовские белки, в первую очередь — клетки плаценты.

Иммунная атака на плаценту приводит к тому, что она деформируется, и процесс поступления питательных веществ к плоду нарушается. Оба эти обстоятельства могут приводить к замедлению внутриутробного развития плода и выкидышу, считают исследователи. “Натуральные киллеры необходимы на ранних стадиях развития плаценты, но в норме их количество в плаценте на более поздних стадиях должно снижаться. Однако мы обнаружили, что при FNAIT количество NK-клеток не только не снижается, но растет, причем они становятся все более активными”, — пояснил ведущий автор исследования Хейю Ни (Heyu Ni).

Это открытие позволяет понять, что профилактика выкидышей при FNAIT должна состоять в подавлении активности NK-клеток. Хейю Ни и его коллеги уже предложили несколько таких методов, которые еще предстоит испытать на людях.