Есть одна красивая легенда о том, почему Петр I купил землю под Кадриоргский парк и дворец в 1714 году, а строительные работы начал лишь в 1718-м. Все дело в том, что в 1717-м царь впервые посетил Версаль, увидел главный фонтан в 14 метров высотой и решил устроить еще более грандиозный парк с еще более впечатляющими фонтанами в Кадриорге, ведь здешний рельеф позволял осуществить этот замысел.

О том, как создавали и развивали, а затем и восстанавливали Кадриоргский парк, журналу “Яна” рассказал директор парка Айн Ярве.

- Какими были самые важные работы в парке в последнее время?

- Мы восстановили каналы перед дворцом — это очень большая работа.

Но, конечно, бетонные работы нарушают природные потоки грунтовых вод. Они двигаются сейчас на глубине 0,8–1,4 метра, а бетонная стена каналов уходит под землю на 2,5 метра. Перед дворцом растут 400 деревьев, посаженных в 1949 году, когда не соблюди рисунок каналов петровского времени. И три четверти этих деревьев будут постепенно, естественным образом уходить, поскольку для питания их корневой системы только дождевой воды недостаточно.

И это дает нам уникальную возможность. Существует первоначальный план архитектора Николо Микетти 1719 года, где он отметил план посадки аллей внутри каналов перед Кадриогским дворцом. Этот план выглядит нелогичным. Обычно аллеи — это параллельные посадки. А там деревья размещены даже не в шахматном порядке. И всегда думали, что план старый и плохо сохранился — какие-то детали стерлись. Но как-то линейка случайно легла нужным образом и мы, наконец, поняли, что Микетти — гений. Оказалось, что ряды аллей выстроены так, что образуется необычная перспектива.

Мы посадили уже два первых ряда деревьев по этому плану — дальние от дворца. И третий ряд, который сейчас заканчиваем, фиксирует эту перспективу — и это наш подарок к 300-летию Кадриорга. И даже небольшие боковые дорожки, очень важные для Микетти, тоже входят в эту перспективу.

Иногда говорят, что для парков Европы такой план посадки растений чуть ли не норма. Но я тоже бывал во многих местах в Европе и нигде такого не видел. Так что это по-настоящему уникальная посадка!

- Значит, вы планируете ту часть парка, что перед дворцом, восстановить наконец в первоначальном виде?

- Да. Мы сейчас пишем план работ — ездим по архивам Петербурга и Швеции, чтобы точно и полностью восстановить историческую мозаику: как это было сделано.

Есть две возможности. Первая: постепенно умирают старые деревья и на их место высаживаются новые — это может занять 20–25 лет. А пока восстанавливается лишь та историческая часть парка, что была непосредственно перед фасадом. Либо сделать все полностью и сразу.
Я думаю, что жители Эстонии заслужили, чтобы у нас был хотя бы один парк в стиле 18 века — такой, каким он был изначально.

Подробно о том, как создавался и развивался парк со времен Петра I и до сегодняшнего дня, чем он уникален, сколько в нем сохранилось 300-летних дубов, как появился Японский сад и чем особенно интересен нынешний Цветочный фестиваль — обо всем этом читайте в полной версии статьи в майском номере журнала “Яна”.

Поделиться
Комментарии