О том, почему Петр решил открыть первые школы и как знания, полученные царем в Европе, помогали ему обустраивать свой ревельский… огород — так в то время назывались парки даже при самых роскошных дворцах мира, — журналу "Яна" рассказывает заведующая Домом-музеем Петра I и Таллиннским русским музеем Мария Сморжевских-Смирнова.

“Петр I учился всю жизнь и, конечно, хотел научить всех своих подданных. Самого Петра начали обучать в пять лет по одной из самых передовых на тот момент в Европе систем Яна-Амоса Коменского. В первой азбуке, изданной в Москве Иваном Федоровым, были только буквы и тексты. Система Коменского основана на подключении богатого визуального ряда — у него буквы в лицах, благодаря чему ребенок открывает для себя целые новые миры.

Плоды обучения не заставили себя ждать. Петр реформировал систему русского языка и оставил огромное эпистолярное наследие, проявляя себя как яркий талантливый автор.

После Азовских походов 1695–1696 годов царь отправляется в Европу с единственной целью — получить новые знания, в том числе научиться строить большие морские корабли, ведь Азов он берет с помощью речного флота.

В Европе он потрясен: повсюду газеты, масса великолепных книг на самые разные темы. В России на тот момент было всего две типографии, где печатали главным образом духовную литературу. И царь сам отбирает то, что будет переведено и издано на русском языке: учебники — по арифметике, географии, инженерному делу, навигации, а также “Символы и эмблемата”.

И тогда же царь понимает, что нужно реформировать книжную систему в своем государстве. В 1710 году Петр ввел новую, так называемую гражданскую азбуку. Это был упрощенный вариант прежней азбуки, предназначенный отныне для печати светской литературы, он использовался до 1918 года. Буквы округляются, часть букв исключена из алфавита. Образцом для обновленного русского алфавита взято голландское начертание букв.

Для подросшего царевича Алексея был подготовлен “Лицевой букварь” Кариона Истомина. Учебник производит такое впечатление на самого Петра, что он велит напечатать его невероятным для того времени тиражом 30 тысяч экземпляров. И с 1710-х годов царь открывает первые государственные общеобразовательные школы.

Интересно, что по статистике конца 19 века в Эстлянской и Лифляндской губерниях неграмотных было лишь около пяти процентов. С начала 17 века здесь были школы с немецким и эстонским языками обучения. Для лютеранского населения очень важно было изучение слова божьего в текстах, даже крестьяне поэтому умели читать и писать.

В России это не было так актуально, тексты молитв выучивали наизусть. Петр стремится создать государственную систему образования и начинает с элементарных цифирных школ, где изучают чтение, письмо, счет. Затем в Петербурге появляется и Академия наук.

В Ревеле первые русские школы тоже появились благодаря Петру I. Ревель был завоеван в 1710 году, а в 1715 году открылась первая цифирная школа, хотя до окончания Северной войны оставалось еще долгих семь лет. Позднее были организованы и гарнизонные школы для детей российских военных.”

О том, как из Европы царь привозит целую группу архитекторов и художников – с тем, чтобы превратить Россию в цветущий райский сад и в 1718 году устраивает еще один, ревельский парадиз – Кадриорг читайте в полной версии статьи в сентябрьском номере журнала “Яна”.

Поделиться
Комментарии