Я про себя никогда не думала — “красавица” или “я красивая”. Я не могу себя оценить с этой точки зрения. Я к себе привыкла, и я себе нравлюсь. Но также нужно понимать, что эта фраза “я себе нравлюсь” — часть животного механизма, который говорит о том, что у человека все в порядке с психикой, а не со внешностью или вкусом.

Что значит в порядке с психикой? Это значит, что человек не в стрессе, стабилен, производит хорошее впечатление на людей, потому что демонстрирует здоровую ДНК. С ним можно договариваться, на него можно рассчитывать, он хороший представитель вида homo sapiens.

По-хорошему, именно так и работает механизм “красоты”. Нет вообще никакого хорошего вкуса. У всех нас наверняка есть куча очень клевых знакомых и подруг, которых мы обожаем, но чей вкус нам совершенно не близок. Например, продавщица в магазине неподалеку — у нее отличный легкий характер. Женщина, которая недавно приходила покрасить стены в твоей квартире. Или та, что делает тебе маникюр раз в неделю.

Или твоя самая близкая подруга с первого класса, с которой вы не то чтобы часто общаетесь, но которую ты считаешь просто офигенной. Или дочь подруги — ту еще оторву, которая красит волосы в разные цвета, одевается так, что мама дорогая, но при этом учится в вузе, ведет блог про феминизм и что-то еще такое классное делает. И ты смотришь на них и думаешь: какие же они крутые! Красивые!

Но на самом деле ты не красоту считываешь, а их: а) социальный статус; б) стрессоустойчивость; в) договороспособность — далее по списку.
Почему?

Да потому что мы, люди, — животные. Более того, — животные социальные. Мы, так сказать, пингвины, и друг без дружки мы погибнем.

Соответственно, для того чтобы сформировать общество, то есть социум, нам надо внимательно смотреть на представителей своего вида, соображать про них, доверять им.

К счастью, человека также отличает и гуманистический взгляд на собственный вид. Мы умеем справляться с болезнями и не убиваем слабых, не бросаем их на полдороге. Мы растим в себе толерантность. Мы умеем придумывать разные мудрые философские концепции (все люди равны, например) и их придерживаться. Однако философские концепции не мешают нам, например, строить иногда приматские иерархии. Чаще всего это случается с нами на работе: альфа-самец (босс), приближенные к альфе, ну и так далее.

Но вернемся к теме. Дело в том, что человек — крайне нестабильное существо. Мы единственные, кто рождает полностью несамостоятельное потомство, которое с каждым годом взрослеет все дольше и дольше.

Примерно до 24 лет человек растет — его страшно шпарят гормоны, и он пытается к ним привыкнуть. Отсюда, а не откуда-нибудь еще, растет неприятие себя: “Вот я уро-о-од!” Где-то к 27 и далее человек стабилизируется и начинает очень себе нравиться. После 35 — наступает и личностный кризис, и профессиональный, а вскоре опять идет спад. После 45 — опять расцвет. И так до бесконечности.

Мне в этом смысле кажется, что задача любого текста о красоте — научить человека нравиться себе в любом возрасте. То есть справляться с трудностями. Гармонизировать психику. Обратиться к хорошему психотерапевту. Сменить круг общения.

А еще задача текста о красоте — снимать и разрушать мифы об этой самой красоте. “Молодость — это прекрасно”, — говорят только потому, что это культ не молодости, а рождения здоровых детей. Ну и в целом, как мне кажется, в эпоху осознанности и знания человека о своей природе уже как-то неприлично говорить про красоту в юности. Всякий здравомыслящий и образованный человек понимает, что синоним слова “прекрасно” — это слово “гармонично”. То есть человек здоров, жизнерадостен, занимается тем, что ему нравится. Все очень просто.

Поделиться
Комментарии