Этот вывод укладывается в известную гипотезу российских ученых о том, что старение — генетически запрограммированный процесс. И стареем мы не просто так, а потому что в нас специально заложена соответствующая биологическая функция. И, раз старение — это биологическая программа, то она должна быть управляема, должны существовать факторы, ускоряющие и замедляющие старение. Для исследования ученые выделили так называемые“голубые зоны”: территории, на которых долгожители среднестатистически встречаются чаще, чем в развитых странах. В этот список попали остров Окинава (Япония), остров Сардиния (Италия), остров Икария (Греция), Коста-Рика и один из районов Калифорнии(США), пишет Домашний Очаг.

Такие разные климатические условия и культурные особенности, казалось бы, должны привести к принципиальным отличиям между долгожителями.

Однако выяснилось, что между ними много общего! И это в очередной раз подтверждает правоту гипотезы о запрограммированном старении. Если у старения, как программы, есть регуляторы, то они должны быть универсальными и не зависеть, скажем, от географии.

Считается, что продолжительность жизни напрямую зависит от уровня материального достатка. Состоятельные люди по идее должны жить дольше, так как имеют доступ к качественным продуктам, медицине и не занимаются тяжелым физическим трудом. Однако исследование показывает обратное.

Выяснилось, что на Окинаве дольше всех живут самые простые люди: рыбаки, всю жизнь занимавшиеся физическим трудом и питавшиеся простой пищей: рыбой и рисом.

При этом бабушки и дедушки острова Окинава отличаются недюжинным здоровьем. Отдельного внимания стоит местное понятие “икигай” (примерный перевод — “предназначение”). Определяет свой икигай каждый житель Окинавы задолго до старости. Икигай может быть общением с людьми, может — профессиональной деятельностью, может — творчеством. Следование своему икигай наполняет жизнь стариков смыслом.

“Скорость старения связана с психологическими и социальными аспектами поведения людей, распознаваемыми мозгом, который, в зависимости от получаемых сигналов, может ускорять или замедлять работу программы старения. Раз регуляция в принципе возможна, то скорость старения „полезных бабушек“ должна быть существенно меньшей, чем у „вредных“. Пока мы не знаем, как устроена эта регуляция. Тут, возможно, есть хорошие перспективы для разработки митовитанов, альтернативных SkQ. Для управления этим процессом даже необязательно знать в деталях, как он устроен. Можно попробовать „обмануть“ свою природу именно при помощи тех самых социально-психологических сигналов. Другими словами, надо заставить наш организм думать, что он „полезный дедушка“, а не вредный. И тогда скорость старения должна автоматически замедлиться”. долголетие

Среди всех стран Латинской Америки Коста-Рика — лидер по количеству долгожителей. И опять же, все они — простые рабочие, которые едят одну и ту же пищу (без соли и специй) с детства и до глубокой старости.

В средиземноморской Греции, на острове Икария, время течет размеренно и плавно. Здесь абсолютно равнодушны к материальному, а рацион жителей состоит из рыбы, морепродуктов, овощей и фруктов. Обилие в рационе омега-3 полиненасыщенных кислот объясняет тот факт, что преодолевшие вековой рубеж жители Икарии выглядят, максимум, на 80 лет.

Еще одно место обитания долгожителей — остров Сардиния. Все старики здесь вовлечены в общественную и семейную жизнь. Преодолев столетний рубеж, они сохраняют физическую и умственную активность. Местные долгожители — это люди, которые любят жизнь и всегда при деле. долголетие

Получается, что “голубые зоны” долгожителей — это феномен скорее социально-психологический, чем географический.

Тот факт, что определенным образом жизни и психологическим настроем можно замедлить старение, по мнению академика В.П. Скулачева, доказывает, что мы имеем дело не со случайным процессом, а с биологической программой.

Но как же быть, если темп жизни далек от размеренного ритма жителя Сардинии или Икарии? Существуют ли непсихологические способы для замедления работы этой программы? Как оказалось, российские биологи уже давно ведут активную исследовательскую работу и сумели создать вещество, способное воздействовать на основную причину старения — свободные радикалы. Ученые назвали его SkQ. Это антиоксидант, способный проникнуть в самое труднодоступное место нашего организма — митохондрии, где он нейтрализует свободные радикалы, не давая им распространиться и нанести вред другим частям клетки и ее соседям. Подобное не под силу обычным антиоксидантам.

Хочется верить, что уже наши дети будут смотреть фильмы про долгожителей с удивлением: “Дожить до 100 лет? Что в этом такого?”